Найти в Дзене

Просто ты умела ждать

Медсестра из Киргиз-Мияков стала героиней знаменитого на весь Советский Союз рисунка

На рисунке прощаются солдат и его невеста-медсестра, надпись - «Спасибо, родная!», сделанная наспех карандашом неизвестным художником. Он был опубликован во многих советских газетах и журналах и стал своеобразным символом любви и верности. В канун 65-летнего юбилея Великой Победы выяснилось, что героиня этого рисунка не кто иная, как наша землячка – уроженка села Киргиз-Мияки Миякинского района Райса Гумерова.

Из семейного архива
Из семейного архива

К сожалению, ветеран войны, долгие годы проживавшая на улице, названной в честь легендарного земляка Героя Советского Союза Минигали Губайдуллина, недавно ушла из жизни. Мне посчастливилось встретиться с ней за несколько лет до печального события. Помогла мне в этом ветеран педагогического труда Наиля Кадырова. На мою просьбу написать о ком-нибудь из участников войны Наиля-апа, будучи председателем совета ветеранов Киргиз-Миякинской школы № 2, с присущей ей обязательностью уже на следующий день скинула на электронный адрес координаты коллеги - заслуженного учителя республики и участницы войны Райсы Гумеровой.

Райса родилась в 1925 году в семье партийного работника, секретаря райкома партии Зарифа Гумерова. Окончив Белебеевское педучилище, 18-летняя девушка добровольцем ушла на фронт. Работая медсестрой в военном госпитале, летом 1944 года познакомилась с 26-летним грузинским парнем, лейтенантом Шалвой Цинзадзе. Тяжелораненый Шалва почти три месяца пробыл в госпитале. Без памяти влюбился в нашу кареокую землячку. Они расписались в местном загсе незадолго до своего расставания. Цинзадзе вскоре пал смертью храбрых. Райса по причине беременности была демобилизована из армии и вернулась к матери в Киргиз-Мияки. В марте она родила сына Арсена. Исполняя волю любимого, с трёхлетним сыном на руках поехала в Грузию, к родителям Шалвы, которые встретили невестку и внука с великой радостью. Там наша землячка окончила Батумский пединститут, учила грузинских детей русскому языку. Потом вернулась на родину, к стареющей маме, и более двух десятков лет проработала завучем школы.

В довольно скромном деревенском доме Райсы Зарифовны моё внимание привлек упомянутый выше рисунок «Спасибо, родная!». Он был в рамке и стоял на столе в гостиной.

- О-о! Знакомый рисунок! – воскликнул я и стал с любопытством расспрашивать, почему именно этот известный рисунок так бережно, как семейный снимок, хранится в доме хозяйки.

Райса Гумерова в последние годы жизни
Райса Гумерова в последние годы жизни

- На рисунке - Шалва и я, - ответила Райса Зарифовна. - Когда мы прощались, Шалва очень переживал, что у него не будет моей фотографии. Тут заметил человека, что-то рисующего карандашом, и поинтересовался, не сможет ли тот нарисовать его невесту. Пообещал денег. Тот попросил нас встать перед ним и, взявшись за руки, беседовать о своём, не обращая на него внимание. По-моему, ему удалось нарисовать нас очень похожими.

- Как же он попал в печать и приобрёл такую известность? – продолжал я допытываться.

- Этого я не знаю. Помню только, что Шалва положил его к себе в карман и сказал: «Вышлю родителям, а они при встрече по нему узнают тебя. Если я не смогу быстро вернуться, езжай к ним и дождись меня обязательно!» А уже потом, после войны, в фотоателье сделали копию – она и хранится у меня. По моей просьбе брат Шалвы, Арсен, в честь которого назван мой сын, прислал копию по почте.

Единственная опора и радость в жизни женщины - сын Арсен и его семья. Он всю жизнь проработал на Уфимском моторостроительном заводе. Кстати, один из двух сыновей Арсена с гордостью носит имя деда. И Шалва, и Тенгиз, любимые внуки Райсы-апы, тоже пошли на моторостроительный завод, продолжая дело отца, вышедшего на пенсию.

- Он как две капли воды похож на деда! – восхищенно говорила Райса-апа о Шалве и показала мне его армейский снимок.

1. Райса Гумерова в 1943-м. 2. Тот самый знаменитый рисунок. 3. Шалва Цинзадзе-младший. Российская армия. 2008 год. 4. Райса с сыном Арсеном, его дядей по отцу Арсеном Цинзадзе и его женой. Батуми. 1962 год.
1. Райса Гумерова в 1943-м. 2. Тот самый знаменитый рисунок. 3. Шалва Цинзадзе-младший. Российская армия. 2008 год. 4. Райса с сыном Арсеном, его дядей по отцу Арсеном Цинзадзе и его женой. Батуми. 1962 год.

На обороте этого фото внук написал: «Дорогая бабушка! Я очень тебя люблю! Не болей, пожалуйста, и дождись меня из армии!»

…После той нашей памятной встречи Райса Зарифовна прожила ещё довольно долго, встретила и 70-летие Победы. Конечно же, и любимого внука, очень напоминавшего мужа, Райса-апа из армии дождалась.

Она умела ждать. Неслучайно рисунок с её натуры стал символом любви и верности. И своего Шалву она верно прождала более 70 лет. Последними её словами, сказанными сыну, были:

- Отец твой, наверное, не приедет…

Рауф ХАКИМОВ, заслуженный работник печати РБ,

Миякинский район

Фото автора и из семейного альбома.

№ 17 от 9 мая 2019 года