Шаривари — занятное действо из средневековой Франции. Обычай за свои 7 веков существования набрал популярность в разных культурах и обществе Европы. Французский вариант перевода звучит как «кошачий концерт». Развлечение грозило, отважившимся на повторный брак, (естественно) после смерти первого супруга.
Забава представляла собой свадебный беспорядок с шумом, и непристойными шутками с целью поставить брачующихся в неловкую ситуацию или спровоцировать на определенные действия. Толпа подвыпивших гостей, рядилась в карнавальные костюмы, а затем под грохот кухонной утварью устраивала дикие пляски с мяуканьем.
Чтобы избежать непотребства, можно откупиться деньгами. Не желающих платить, могли забросать помоями и навозом. Шаривари прижился не только среди крестьян, но и при королевском дворе Франции. А там вымогательства (у лиц, в том числе королевских кровей) достигали небывалых высот.
Часто, подобные развлечения служили поводом для драк, ссор и убийств. Так недовольные выражали свой протест против нечестного брака. В данном случае подразумевалась большая разница в возрасте, материальном и социальном положении, добрачная беременность избранницы, близкородственный брак, подмоченная репутация одного из супругов, и даже белый наряд невесты (вдовы, вступающей в брак повторно).
Католический собор в Туре 1163 года решил запретить бесовские пляски, под угрозой отлучения от церкви. Но видимо безуспешно. Так как один такой перфоманс 28 января 1393 года превратил свадьбу в страшное зрелище.
Ее величество, Изабелла Баварская закатила бал по случаю свадьбы одной из своих фрейлин. Ее супруг — Карл VI, с компанией пятерых друзей посетили сей праздник в нарядах дикарей, скованных цепями. На воск к льняному исподнему была приклеена пенька, изображавшая шерсть по всему телу. На лице одеты маски. Неосторожное обращение с факелом герцога Орлеанского (братца короля) привело к воспламенению костюмов. Король еще с одним из ряженных спасся, остальным досталась участь живых факелов. Праздник окончился трагично, чем подорвал (без того хрупкое) психическое здоровье Карла VI.
С XV века обычай решили проводить по предварительному уговору, без жертв и только после оплаты пошлины. Традиция существовала в деревнях вплоть до XIX века.
Англичане до конца XIX века взяли на вооружение шаривари (скиммингтон), для публичного наказания нарушителей социальных норм. Тот кто избивает своих благоверных, ведет аморальный образ жизни, или плохо обращается с детьми вполне мог подвергнуться такому методу общественного порицания.
Толпа людей собиралась перед домом провинившегося, с зачитыванием обидных непристойных стихов о провинившемся под бой железок. Из тряпья создавали чучело для вываливания в навозе и избиения, а иногда вытаскивали из дома самого нарушителя для участия в унижениях. Общественное глумление повторялось от 3 до 7 ночей. Стыд и презрение доводили многих до самоубийства или бегства из родных мест.
В колониальной Америке с ее пуританскими настроениями, шаривари применяли в качестве наказания распутников. В эту категорию записывали всех, чьи симпатии не были адресованы супругу. Достаточно вспомнить роман «Алая буква» Натаниэля Готорна, опубликованного в 1850 году. Сюжет хотя и относится к выдумке, но книга вполне правдоподобно иллюстрирует права и нравы пуританского общества в эпоху первых колонистов.
Немцы применяли подобный ритуал в качестве восстановления справедливости. Если суд оправдывал обвиняемого (за взятку или нехватку доказательств) народное воздаяние не заставляло долго ждать. Женщины Швабии использовали шаривари с целью привлечь внимание к своему бесправию, а ульмские пекари так протестовали против роста цен на хлеб в 1847 году.
Шаривари за 7 веков стал универсальным средством для разных культур в достижении своих целей.
Если дочитали до конца, поставьте пожалуйста палец вверх, если интересно дальше - не забудьте подписаться на канал.
Еще статьи на тему средневековья:
Что надеть под сюрко благородному сеньору?
Уважаемые профессии Франции XVII века
О шахматах средневековья
Женская средневековая мода