Найти тему
ПРО ФИЛЬМЫ

"Дылда": российская премьера на Каннском фестивале от 27-летнего режиссера

Оглавление

В программе "Особый взгляд" на Каннском фестивале состоялась премьера второго фильма в карьере российского режиссера Кантемира Балагова. Это картина "Дылда", с помощью которой он попытается доказать, что действительно является самобытным художником и опытным мастером.

Подтвердить первый успех

Первый фильм Балагова имел большой успех. Два года назад ученик Александр Сокурова, приехавший из Нальчика, представил картину "Теснота". Она сразу стала сенсацией, о которой все начали говорить.

Фильм попал в Канны, вызвав восторг у критиков по всему миру. Правда, хватало и скептиков. Их основные претензии были связаны с тем, что режиссеру просто повезло, его первая яркая работа так и останется единственной. Некоторые утверждали, что успех объясняется тем, что ему помог его наставник Сокуров, а вот самостоятельно Кантемир ничего не сможет снять.

Критики, которые уже успели увидеть фильм "Дылда", утверждают, что лента доказывает: перед нами действительно сильный режиссер. Свой второй фильм Балагов снял на принципиально ином материале и с другим продюсером. Кстати, с известным в России Александром Роднянским.

При этом он взял за основу оригинальный сценарий, над которым работал в соавторстве с известным прозаиком Александром Тереховым.

"Дылда" заставляет поверить даже самых закоренелых скептиков, что Балагов - сильный режиссер с собственным видением и художественным вкусом.

Главная героиня

В этом фильме поражает сразу несколько моментов. За основу своей картины режиссер берет очень непростой материал.

События происходят в Ленинграде в конце 1945 года. При этом он находит совершенно уникальный подход, фактурных героев, предлагает неожиданное развитие событий.

В центре повествования в фильме оказывается девушка Ия. Именно у нее прозвище Дылда. Это бывшая зенитчица, застенчивая и долговязая блондинка, которая приезжает домой с фронта после контузии вместе с 3-летним сыном Пашей.

Ия устраивается на работу в госпиталь, где встречается со своей сослуживицей и подругой Машей. Она уговаривает пустить ее к себе в коммуналку временно пожить.

У девушек есть общая тайна, которая непосредственно связана с мальчишкой. Правда, к моменту приезда Маши оказывается, что ребенка уже нет. Его потеря, однако, оказывается не кульминацией, а только началом сюжета.

Личное и документальное

В этой картине Балагову удивительным образом удается совмещать личностные и на самом деле существовавшие события с вымышленной им реальностью.

С одной стороны перед нами оказываются времена, которые уже успели обрести налет легендарности. При этом Балагов тщательно восстанавливает их на экране. Он использует аутентичные плакаты, одежду, транспорт. При этом здесь совершенно нет примет советской действительности - бюстов вождей, НКВД, которое упоминается только раз, да и то вскользь.

Сюрреалистичный подход

Очевидно, что к военному опыту он подходит с точки зрения сюрреализма. При этом "Дылда" - исключительно современный фильм, в котором режиссер пытается рассказать об эпохе, в которой мы живем сейчас.

Эпохе, когда война уже давно закончилась, а мы никак не можем ее забыть. И в повседневной жизни, и в искусстве.

Путь героев

Главным героиням картины предстоит пройти длинный путь, поделенный между двумя пространствами. Это госпиталь и квартира.

В госпитале они попадают в общество, которое заставляет их поверить в лучшую жизнь после победы в этой войне. Здесь люди болеют, умирают, но в то же время и исцеляются, что и дает надежду на будущее.

В коммунальной квартире девушек зритель неожиданно оказывается в независимом царстве, принадлежащем только им. Здесь все празднично и ярко, исключительно в красных и зеленых цветах. Здесь протекает настоящая и яркая жизнь людей. Они ненавидят, ревнуют и любят.

Именно в этот момент удается понять, о чем в действительности этот фильм. Он о посттравматическом синдроме, а также о триумфе любви над болью.

Что дальше?

В своем фильме Балагов решается искать ответы на, как кажется, риторические вопросы. О том, как жить после победы, где взять ресурсы, которые помогут вернуться к обычной жизни.

Режиссер с решимостью истинного романтика бросается задавать эти вопросы и искать варианты ответа на них.

Главной интригой картины оказывается мечта Маши об обычной жизни. С детьми и мужем. Правда, вскоре окажется, что представления о норме сильно смещены, а чтобы их восстановить, требуется искать непривычные подходы к достижению счастья.

Зачем смотреть?

Самым удивительным в "Дылде" оказывается то, что автору удается найти компромисс между патриотическим кино, которое в нашем представлении обязательно должно быть восторженным, и артхаусными фильмами, успевшими завоевать репутацию "чернухи". Несмотря на послевоенную фактуру и страдания, эта картина наполнена светом.

Заслуживают внимания работы дебютанток. Роль Ии исполняет выпускница ГИТИСа Виктория Мирошниченко, которая приехала из Иркутска. На роль Маши режиссер пригласил москвичку Василису Перелыгину из ВГИКа.

Их персонажи живут довольно странной и преимущественно молчаливой жизнью. Однако она оказывается намного осмысленнее, чем любые слова, которые произносятся в кадре.

Оператор работает с подвижной камерой, которая постоянно скользит по пространству, заставляя нас взглянуть на весьма откровенные ситуации глазами художника. В этот момент могут возникнуть устойчивые ассоциации с живописью, а также ощущение, что перед нами мир, из которого уехали все мужчины или внезапно вымерли.

Стоит подчеркнуть, что это еще очень деликатное кино. В нем отсутствует объективирующий взгляд. Возможно, причина в том, что оператором стала очень молодая Ксения Середа. Ей всего 24 года, но она демонстрирует всем свое выдающееся дарование.

Женский взгляд

Взгляд на все происходящее со стороны женщины - еще один момент, который делает фильм очень специфическим. Балагов пытается взглянуть на отечественную историю через призму женского опыта, анализируя привычные ситуации и конфликты.

Кстати, материал для фильма он позаимствовал у белорусской писательницы Светланы Алексиевич, которая несколько лет назад стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.

В ее книге "У войны неженское лицо" война тоже представлена через женские переживания. В результате она становится не столько героической, сколько болезненной. Без привычного для нас мученичества, но имеющая шанс когда-нибудь окончательно завершиться.

Стоит отметить, что именно этому посвящен еще один знаковый фильм этого года - "Война Анны" Алексея Федорченко, а также готовящийся к премьере "Воздух", снятый Алексеем Германом-младшим.

"Дылда" рассказывает нам еще и о том, что после войны жизнь продолжается, несмотря ни на что. Однако выжить в ней нередко оказывается не проще, чем под неприятельским огнем.

Этому, как считают критики, посвящено ностальгическое танго, звучащее на финальных титрах. Это единственная мелодия, специально написанная для картины. Композитор - Евгений Гальперин.

История, которая, как казалось когда-то, завершилась, начнется сначала. Если в самом начале мы сможем наблюдать Ию и Пашку через тусклое стекло трамвая, причем они похожи на богоматерь с младенцем, то последняя сцена напомнит нам о вероятном чуде - возможности зачать в мире, в котором не осталось мужчин. Это вдохновляющее кино, которое стоит обязательно увидеть, чтобы иметь о нем свое мнение.