Что ж, представляю третий модельный объект, который вполне можно было бы использовать для постановки натурных экспериментов в области философии сознания (и, надо сказать, что когда-то им очень активно пользовались именно для этих целей). Впрочем, сегодня я вряд ли буду советовать любому с ним связываться, хотя под надзором учёных и в рамках строгих экспериментов это можно было бы сделать. Я веду речь о веществах.
Различные вещества, изменяющие сознание, были известны в большинстве культур на Земле с давних времён. Чаще всего они использовались в ритуальных целях — людям казалось, что вещества открывают дверь в мир духов и всякое подобное. Сегодня мы прекрасно знаем, что именно делают вещества. Всё дело в изменении работы нейронных сетей, и у разных веществ имеется различное влияние. Какие-то являются агонистами или антагонистами рецепторов на ионных каналах нейронов разных типов, какие-то похожи на нейромедиаторы, а какие-то катализируют или ингибируют биохимические реакции внутри нейронов. Но всё дело, конечно же, в биохимии, а не в каком-нибудь «доступе к тонкому миру».
Проблема с веществами, конечно же, в том, что они могут необратимо нарушить биохимию нервной системы, сделав человека зависимым от их приёма на физическом уровне. Есть вещества, которые достаточно употребить один раз, чтобы такое произошло. Другие вещества попроще, но и эффект от их использования не так интересен. В нашем случае, конечно же, наиболее интересными являются вещества, которые изменяют сознание, а они-то как раз и являются самыми опасными как с точки зрения биохимии, так и с точки зрения психики и воздействия на неё.
Поэтому сейчас чисто теоретические рассуждения. Чем же вещества могут быть полезными для философии сознания? Вижу примерно так:
1. Субъективный опыт от применения веществ вполне можно описать от первого лица. Если изучать большую выборку, то можно обнаружить определённые паттерны в проявлении эффектов таких веществ. Одно вызывает галлюцинации устрашающего характера, другое вводит в эйфорию и т. д.
2. Для каждого вещества, в общем-то, известен метаболический путь, так что первым шагом можно сопоставить выявленный эффект с тем, что происходит в голове у человека — какие нейронные сети в каких отделах мозга задействованы.
3. При использовании средств объективного наблюдения, типа фМРТ, можно обнаружить явные корреляты изменённым состояниям сознания. Это поможет дополнительно определить, как вещества влияют на субъективный опыт и локализовать когорты нейронов, ответственных за этот опыт.
Вот примерно так. Повторюсь, что я ни в коем случае не агитирую за использование веществ, но ради научной объективности описываю свои мысли на этот счёт.