Под статьёй про чайлдфри, вышедшей на этом канале на прошлой неделе, до сих пор не утихают войны. Одни комментаторы говорят, что не собираются рожать (или не собираются рожать больше одного), другие же отстаивают многодетность и вообще детность с упорством, достойным лучшего применения. Я внимательно всё читаю, но не вмешиваюсь. В конце-концов, собственное "авторитетное" мнение автор высказал в самой публикации. Однако, эта непримиримость, ярость, переход на личности и непринятие в расчет мнения окружающих, сквозящие в некоторых комментариях натолкнули меня на мысль о репродуктивном насилии.
Понятие это для нашей страны достаточно новое, именно сейчас о нем очень много говорят и пишут, а ведь на самом то деле тысячи и тысячи лет одни люди заставляли других людей использовать (не использовать) свой ресурс по производству потомства, преследуя личные или "общественные" или ещё какие-нибудь цели. Хотите определение? Оно есть у меня.
Р.Н. - принуждение женщины к беременности, вынашиванию, родам или к прерыванию этой самой беременности. Т.е. те случаи, когда отсутствует возможность самостоятельно распорядиться своим телом, своей волей. Сразу оговорюсь, что не считаю одних только женщин жертвами репродуктивного насилия, скорее даже наоборот, мужчинам тоже достаётся по полной, но именно в этой статье порассуждаю о "слабом поле".
Если условно начертить схему влияния на репродуктивный выбор, то окажется, что в самом её центре будет семья, т.е. муж или дети, затем ближайшие родственники, затем окружение и друзья, а затем уже условное "общество и государство".
Последние всегда провозглашают какие-нибудь ценности и непреложные факты. Например: "Долг любой женщины - произвести на свет потомство, если все рожать перестанут, мы же вымрем все, как мамонты" (подобных комментариев под вышеуказанной статьёй процентов 50), или ещё одна общественная установка: "Незачем плодить нищету, родили одного (двух, трех) и хватит!". Да, да, зачастую эти лозунги противоречат друг другу или следуют один за другим. Сначала девушке с юных лет из каждого утюга будут вещать про "материнский долг, а когда она и правда решится и (о чудо!) войдет во вкус, тут же общество презрительно подожмет губки и, скорчив гримасу, крикнет: "фи, наплодили нищеты, как кролики ей богу".
Но если общественному мнению вполне еще удается противостоять, то разговоров с друзьями и родственниками точно не избежать: "А вы о детках то думали уже?", "А когда второго?", "Тебе 35 ты рожать вообще собираешься?","Ну вот и будешь, как тёть Катя, та тоже пол жизни бабочкой порхала, а сейчас стакан воды некому ей подать", "Без ребенка - это не семья!", "Один ребенок всегда вырастает эгоистом". Говорится это все чаще всего не со зла, а из лучших побуждений, из любви, из самых тёплых чувств, мимоходом, резанув уши на шумном семейном застолье, сопровождаясь слезами "бабушки, которая хочет наконец подержать на руках внуков", разливаясь по чашкам вместе с маминым душистым чаем. Так же дело обстоит и с приглашением на аборт, услышанным от свекрови или даже родного отца, с призывом "одуматься" и не планировать больше детей, "куда вам, поживите для себя", с сердобольным вопросом: "Может тебе врача порекомендовать хорошего, частная клиника, всё быстро и наркоз хороший!" от лучшей подруги. Это потихоньку выскребает на сердце, на душе, на самоощущении, на личных планах и устремлениях огромную дырку под названием "да, я должна послушаться, я должна сделать как они говорят". И вот это вот всё - самое настоящее репродуктивное насилие!
А теперь самом страшном и самом неочевидном, о том, что не принято обсуждать. О тех ситуациях, когда собственный муж идет против твоей воли. Никогда не задумывались, почему столько много брошенных !замужних! беременных женщин? Моя личная страшная статистика среди подруг говорит о том, что мужчина сам просит "родить ещё", ласково уговаривает, обещает во всем помогать, а потом угрожает, манипулирует, изворачивается и таки добивается того, что женщина только-только расправившая крылья после полутора (трёх) годовалого декрета, снова ныряет прямиком в токсикоз, отёки и прочие прелести. А муж? Носит на руках первые месяцы, а потом объявляет, что давно уже встречается с другой, что любви то и нет и не было, что как-то он остыл, что секс никакущий, что она погрязла в детях, что семья вообще не для него и жена то стала не такая красивая, стройная и умная, пузо, знаете ли, противное растёт. А на немой вопрос: "Зачем тогда уговаривал? Зачем спектакль?", наш герой уходит в закат. Разгадка очевидна, сознательно или подсознательно мужчина хочет сделать так, чтобы женщина "никуда не делась", чтобы лишить её возможности тоже принимать адекватные решения, чтобы на неё никто не посмотрел. Вдруг ещё первая убежит, роняя тапки, нет, уж, "сам не ам и другим не дам".
Другой вариант, когда примерный семьянин никуда уходить не собирается, но заставляет жену рожать ещё и ещё, чтобы (повторюсь, возможно, неосознанно) продлить её зависимое положение, финансово-зависимое, морально-зависимое от него, великого и ужасного отца семейства. И если вы думаете, что в такую ловушку попадаются лишь слабохарактерные, забитые серые мышки, прирожденные жертвы, то вы сильно ошибаетесь. Именно сильных и независимых принято у нас ругать, опускать, именно ярких и полных жизни и привлекательности женщин слаще всего насиловать и понемножку лишать воли таким мужчинам.
Стоит ли говорить об "обыкновенной истории", где муж буквально пинками выгоняет жену на аборт, или не пинками, а ласковыми словами "Ну куда нам сейчас, на ноги встанем сначала!" или "Ты что, с ума сошла, мы не потянем третьего?". Хотя сам являлся полноценным участником процесса, сам просил "без защиты" или утверждал, что "всё контролирует". А она ревет, а он уговаривает, а она снова ревет день, два, год, всю жизнь, вспоминая с ужасом эти 2 дня в больнице (ах да, я и забыла, что сейчас это вообще быстрая процедура, можно сразу домой, ужин готовить семейству). И тут проблема не в том, хорошо ли делать аборты или нет, проблема в принуждении к тому, чего сама женщина не хочет. Её могут принуждать сделать этот самый аборт или, наоборот, угрожать расправой, если она посмеет избавиться от ребенка. Неприемлемы оба варианта. Оба они - репродуктивное насилие.
Напоследок, по традиции немножко личного и семейного, от женщин моего рода.
Прабабушку выдали замуж в 17, за 45 летнего "старика", которому предыдущая жена так и не смогла родить. Выдали с одной единственной целью - нужен наследник для крепкого хозяйства, родители польстились на хорошие деньги, на известную всей деревне фамилию и отдали дочку, та ревела весь первый год, муж оказался драчун, лупил по чем зря и регулярно "делал с ней детей". Как итог - 3 беременности за 3 года, первые две девочки, третий - мертворожденный мальчик, появившийся на свет спустя месяц после смерти (от сердечного приступа) ненавистного мужа. Её дочь (моя бабка) вышла замуж уже "перестаркой" в 23, долго не могла забеременеть, свекровь звала невестку "неродихой", когда молодой отец наконец то взял на руки новорожденного сына, сказал, что сколько бог пошлёт впредь, столько и будут рожать (измученную родами жену он, естественно, не спросил). Посылал бог очень много и с завидной регулярностью, оставили четверых. От остальных бабушка бегала тайком от мужа избавляться, пребывая в постоянном страхе новых беременностей со всеми сопровождающими прелестями, дед о некоторых абортах узнавал и бил нещадно, он то ведь "зарок дал". Другая бабушка, дочка интеллигентных родителей, единственная и любимая, очень хотела много детей, но мать буквально силком отволокла её сначала на один, а потом и на другой аборт к своей хорошей знакомой "бабке" (да, запугала и отволокла, замужнюю уже девушку), ибо как же они с Ваней собираются жить и работать, когда семеро по лавкам, "и одного вам хватит! ты на себя посмотри, разве потянешь ты ещё детей, 45 кило, еле ползаешь!". В конце концов бабушка воспротивилась и родила назло матери ещё малыша, тяжело родила. А потом ей удалили матку, из-за тех самых подпольных абортов. Историю репродуктивного насилия в отношении моей мамы можно почитать в этой публикации, не буду распространяться.
Что хочется сказать в итоге? Находятся люди, считающие, что общество сейчас в упадке, что раньше вот все рожали по 10 детей и ничего, что иметь своё мнение в таком вопросе, как "демография страны"- это верх эгоизма. У нас тут в стране работать некому, а они, понимаешь ли, размножаться не хотят. Знаете, хорошо очень спел Мумий Тролль в своей самой известной песне - "Это будет не трудно, это по любви!". Не трудно будет родить и 10 детей по любви, но без любви и без желания даже рождение одного - большая катастрофа.
Стоит понимать одну простую вещь - никто никому ничего не должен, каждый (каждая) должен(жна) делать свой собственный выбор, руководствуясь внутренним компасом (а уж что там на этом компасе правит бал - религия, совесть, страх за демографию, просто осознание своего призвания как матери или осознание отсутствия этого самого призвания - личное дело каждого (ждой).
Давайте будем толерантнее.