У Матильды Кшесинской в мемуарах есть любопытная подробность: «Вскоре после того, как я переехала в свой новый дом, Лина Кавальери заехала ко мне с визитом. Хотя Вова (сын) и был еще маленьким он был поражен ее красотою. Когда она спросила желает ли он, чтобы она подарила ему свою фотографию, то он попросил дать ему такую, где были бы хорошо видны ее чудные глаза».
Сегодня мало кто знает, что на рубеже 19-20 вв. во всех «благородных» домах Европы, в том числе и России, увлекались собиранием фотографий всемирно известных красавиц. Сегодня в тисненных пухлых альбомах хранятся у коллекционеров и в музеях «гербарии» минувших лет наших прабабушек.
Хозяева табачных лавок выставляли портреты красоток в витринах-для зазывания клиентов. Дамы подражали этим ангелочкам в одежде и прическах. Было много прекрасных див, но особенно славились две итальянки: Мария и Лина Кавальери. Они не состояли в родстве, просто однофамилицы с похожей внешностью, типом популярной в то время «цыганистой», богемной красоты. Судьба Марии покрыта мраком неизвестности, а о головокружительной карьере Лины нам доподлинно известно.
Лина Кавальери-неграмотная, босоногая девочка, выступавшая в передвижном цирке с акробатическими номерами на велосипеде-стала героиней на долгие времена. Циркачка, потом певичка в кафешантане, в начале 20 века она вдруг всерьез запела, причем в опере.
И Массне был потрясен. Стареющий маститый композитор провозгласил ее «идеальной Манон», но добавил: «Ваша красота дает вам право иногда фальшивить». «Композитор» все-таки победил в нем «мужчину».
О ней ходили легенды. И вот одна из многих: таинственный кучер в Париже поджидал ее после концертов и спектаклей. Она ему всегда платила франк, но как-то ошиблась и подала больше. Через два дня Лина получила золотую шкатулку, усыпанную бриллиантами. А в шкатулке-все ее франки и тот золотой. Кучер оказался не кучер вовсе, а какой-то русский князь.
Именно русские особенно полюбили Лину. Старый москвич, свидетель ее успехов в России заметил: «Имя ее в России было так же известно, как швейные машинки Зингера, как булочные Филиппова…» И подлинный факт, что русские студенты носили ее по улицам в карете на руках.
Один из страстных ее почитателей, театральный критик Юрий Беляев, отличавшийся обычно суровостью оценок, писал о ней в "Травиате": «Есть сказочная царевна, у которой платья из радуги, солнца и месяца».
Великий певец Леонид Собинов так говорил о Кавальери:
«Это чудный цветок, это нежная, благоухающая весной орхидея, и за ней нельзя не ухаживать, её нельзя не холить. Вы, вероятно, уже сомневаетесь в моем беспристрастии, всем известно, что Кавальери очень красива. Пусть так, но её красота в её таланте только лишний штрих. Сколько ума во всех её сценических движениях, сколько музыкальности и вместе с тем темперамента в её фразах! Какая чудная у неё мимика. Прелестный, хотя и не поражающий какой-то феноменальностью голос, поддающийся легко колоратуре, кристальное «пиано», удивительный в речитативах грудной регистр. Да здравствует и расцветает этот чудный цветок!!!»
В 1914 году она открыла салон красоты в Париже и снялась в нескольких фильмах. Лина Кавальери навсегда оставила сцену и занялась писательством.
В 1920-е Кшесинская встретила Кавальери на солнечном итальянском побережье. «Она была теперь замужем за тенором Мюратором, -вспоминала балерина.-Они жили в прелестной вилле в Эзе на берегу моря».
Книга «Наставления Лины Кавальери» стала бестселлером, в ней давались рецепты сохранения молодости и привлекательности.
«Если желаете оставаться красивой, цепляйтесь всеми силами отчаяния за уходящую молодость»-призывала Кавальери.
Она же провозгласила «10 заповедей красоты» которые перепечатывали многие русские издания для дам.
Она не таила личных косметических секретов. У нее были дивной красоты руки.
«Резюмируя в двух-трех словах самое основное правило, касающееся красоты рук, я бы сказала: заботьтесь о том, чтобы ваши руки никогда не мёрзли. Этого одного уже достаточно. Если ваши руки никогда не будут мёрзнуть, они останутся всегда белыми и мягкими. Мойте руки всегда теплой водой….Лучше всего массировать руки кольд-кремом и, не вытирая его надеть на ночь каучуковые перчатки размера на два больше обыкновенного. Рецепт кольд-крема: спермацету-60г, белого воску-30г, миндального масла-200г. А дальше массаж. Намажьте руки кольд-кремом, ладонью другой руки массируйте руку от пальцев до кисти и до локтя, как будто натягиваете перчатки. Массируйте каждую руку таким способом по 20 раз. Затем большим и указательным пальцами щиплите концы каждого пальца, чтобы придать ему заостренную форму».
Вот так-то дамы!
Подписывайтесь на канал Русский архив
Таланты и поклонники. «Четыре лапы» Полины Виардо
Артисты и меценаты. «Мексиканские» страсти русского закулисья
Голос Лины Кавальери