На пасхальные праздники гостили в Вологде. Впечатление от города осталось странное, а если точнее фантасмагорическое. С одной стороны – это сказочный северный городок. Куда ни глянь, старинные, словно игрушечные, церквушки с серебристыми куполами, да пряничные деревянные домики с резными кружевными наличниками. При этом как-то тоскливо и тревожно в этом городке, словно кто-то пытается забрать душу и вывернуть ее наизнанку.
Заселившись в гостиницу «Палисад», которая в двух шагах от Вологодской жемчужины - Софийского собора, мы решили не терять времени и под звон колоколов отправились на прогулку вдоль речки Вологды. Солнце уже село. Фонари остались освещать территорию вокруг Кремля. А мы, пробираясь сквозь сумерки, подошли к церкви Иоанна Златоуста, что на набережной VI Армии.
Пока, задрав головы, рассматривали ее старинные купола, да осторожно гладили обшарпанные стены, вдруг за забитыми ржавыми дверьми, ведущими в подвальную часть здания, послышались странные звуки… Это точно были не люди, и точно не кошки. Это было что-то непонятное и жуткое. Не знаю почему, но сразу вспомнилась недотыкомка, о которой в 1907 году рассказал первый русский символист-декадент Федор Сологуб в своем романе «Мелкий бес». И которую в 1995 году показал режиссер Николай Досталь, в одноименном фильме, съемки которого проходили именно в Вологде.
… Пока гадали, может ли недотыкомка жить в церкви и издавать такие ужасные звуки, из темноты материализовались два подозрительных гражданина в нетрезвом состоянии. Это обстоятельство окончательно отбило у нас желание прогуливаться по ночной Вологде, и мы от греха подальше помчались через Октябрьский мост из так называемого заречья на светлую сторону - в свою гостиницу. Согревшись чаем с местной настойкой на молодых понтах (рогах) северного оленя, мы вспомнили сюжет сологубовского романа.
А история эта про учителя гимназии Ардальона Борисовича Передонова, мечтающем о повышении по службе и переезде из ненавистной провинции в Петербург.
Предприимчивая девица Варвара, обманным путем женит молодого преподавателя русской словесности на себе, обещая протекцию своей тетушки – столичной княгини. Нечестный замысел невесты жених разоблачает только после венчания.
Обидевшись, Ардальон по-балабановски перерезает горло своей новоявленной супруге, а заодно и своему дружку. Параллельно с этой кровавой сюжетной линией, на фоне провинциальной скуки и пошлости, развивается еще одна – совращение юного гимназиста Саши Пыльникова 20-летней барышней Людмилой Рутиловой.
На протяжении всей истории главного героя преследует… та самая недотыкомка, которую мы встретили, прогуливаясь по ночной Вологде. Для непосвященных, в обычных толковых словарях значения слова «недодыткомка» нет. В Словаре русских народных говоров: «Недотыкомка» объясняется, как «обидчивый, чрезмерно щепетильный человек, не терпящий шуток по отношению к себе, недотрога», что очень подходит к образу Ардальона Борисовича. Однако Сологуб расширил значение этого слова и, наполнив новым содержанием, сделал символом своего романа. В результате родилось серое назойливое существо, фантастический образ-галлюцинация – то ли тоска русская, то ли беда. «Если угодно – это ужас житейской пошлости и обыденщины, а если угодно – угрожающий знак страха, уныния, отчаяния, бессилия», говорил об этом существе Александр Блок. Недотыкомка безликая и многоликая. Грязная, вонючая, страшная, злая, бесстыжая, ехидная и волшебная... это хаотичная природа вещного мира. Одним словом - бес.
Интересно, что недотыкомка в представлении ее создателя не всегда серая, дымная или пыльная. В зависимости от обстоятельств она может «вспыхивать тускло-золотистыми искрами», быть «то кровавою, то пламенною». Главный герой, пытаясь избавиться от недотыкомки, которая престает перед ним то в виде живой тряпки, то в виде вороны с красным бантиком, бросает в нее горящие спички. Но она сама превращается в юркую огненную змейку, ползет по занавесу и устраивает пожар, поглощающей фантасмагоричный карнавал-маскарад, который устраивает Досталь в кульминации своего фильма.
… На следующее утро мы отправились по знаковым «бесовским» адресам. В первую очередь мы нашли симпатичный дом Воробьева (ул. Засодимского, 14) где жили три сестры Рутиловы.
В соседнем доме под номером 16 снималась сцена сватовства главного героя. А в церкви Варлаама Хутынского происходила церемония венчания. Страшное убийство произошло в доме 53 на улице Гоголя.
Кроме того в фильме можно увидеть Пречистенскую набережную, улицы Калинина, Герцена, Красный мост.
… В ночь на Пасху посчастливилось попасть в один из крупнейших каменных храмов эпохи Ивана Грозного - Софийский собор с его невероятными фресками.
Слава Богу, недотыкомка в переулках Вологды нам больше не встречалась. Хотя… меня очень удивило, что местные жители положили куличик и крашеные яйца к современной скульптуре в виде лохматого пса, установленной у входа в нашу гостиницу.
Алла Чередниченко.
Фото автора.