Найти в Дзене

«Нас всех смотреть футбол ушами Вадим Синявский научил». К девяностолетию отечественного спортивного репортажа.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего спортивного канала.
Сегодня в канун дня радио и конечно же в канун Дня Победы, я хочу рассказать о Вадиме Синявском удивительном человеке, отце – основателе советского спортивного радио, а затем и телерепортажа, человеке прошедшем всю войну и ставшим наравне с Юрием Левитаном голосом Победы. Начало Вадим Синявский родился 10 августа 1906 года в Смоленске, в достаточно зажиточной интеллигентной семье. Известно, что имя Вадим ему дала мать, в честь главного героя оставшегося незаконченным романа Лермонтова «Вадим».
После смерти матери отец Синявского женился на племяннице Павла Михайловича Третьякова знаменитейшего нашего мецената и благотворителя.
Получив прекрасное домашнее образование, мальчик виртуозно играл на фортепьяно, знал иностранные языки. В 20-е годы отправился в Москву, где поступил в Центральный институт физической культуры и спорта.
Подрабатывал игрой на пианино, в кинотеатрах, и на различных танцевальных вечерах. Од
Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего спортивного канала.
Сегодня в канун дня радио и конечно же в канун Дня Победы, я хочу рассказать о Вадиме Синявском удивительном человеке, отце – основателе советского спортивного радио, а затем и телерепортажа, человеке прошедшем всю войну и ставшим наравне с Юрием Левитаном голосом Победы.

Начало

Вадим Синявский родился 10 августа 1906 года в Смоленске, в достаточно зажиточной интеллигентной семье. Известно, что имя Вадим ему дала мать, в честь главного героя оставшегося незаконченным романа Лермонтова «Вадим».
После смерти матери отец Синявского женился на племяннице Павла Михайловича Третьякова знаменитейшего нашего мецената и благотворителя.
Получив прекрасное домашнее образование, мальчик виртуозно играл на фортепьяно, знал иностранные языки.

В 20-е годы отправился в Москву, где поступил в Центральный институт физической культуры и спорта.
Подрабатывал игрой на пианино, в кинотеатрах, и на различных танцевальных вечерах. Одновременно играл в футбол, выступая за команду «Замоскворецкого клуба физкультуры».

Закончив с отличием Институт физкультуры в 1929 году, получает распределение в спортивную редакцию Радиокомитета.

Ольга Высоцкая
Ольга Высоцкая

Много лет вместе с Ольгой Высоцкой, Вадим Синявский был ведущим передачи «Утренняя гимнастика» на Всесоюзном радио.
26 мая того же 1929 года Вадим Синявский вел первый в нашей стране прямой радиорепортаж о футбольном матче между сборными Москвы и Украины.

В довоенном СССР его голос был знаком всем от мала до велика.
Он комментировал не только футбол, но и хоккей, баскетбол, соревнования по плаванию, легкоатлетические эстафеты и даже турниры по шахматам!

В 1933 году он рассказывал о матче чехословацкого гроссмейстера Сало Флора с Михаилом Ботвинником
В 1933 году он рассказывал о матче чехословацкого гроссмейстера Сало Флора с Михаилом Ботвинником

-4

В 1935 году он вел со стадиона «Динамо» первый репортаж о международном товарищеском футбольном матче между сборными СССР и Турции. Вадим Синявский всегда был на высоте. В то время такая обычная, казалось бы, вещь как комментаторская кабина имелась далеко не везде. Вот как сам Вадим Святославович вспоминал о своих тогдашних репортажах

«В 1939 году я вёл репортаж со стадиона в Сокольниках, забравшись на высокую ель. Привязал микрофон к сучку, на другом уселся сам. В середине первого тайма сорвался с сучка… Микрофон остался наверху. Секунд через десять добрался до него и первое, что сообщил радиослушателям: «Дорогие друзья, не волнуйтесь, мы с вами, кажется, упали с дерева...»

Война

21 июня 1941 года Синявский приехал в Киев, где на следующий день должен был вести репортаж о торжественном открытии нового стадиона.
Однако, как известно в 4 утра Киев подвергся массированной бомбардировке. Началась Великая Отечественная война.
Уже 23 июня, в день начала мобилизации Вадим Синявский был в Москве, где получил направление военным корреспондентом на Западный фронт. Его репортажи шли в эфир ежедневно.

Он вел прямые репортажи из своего родного города Смоленска. Прямо под огнем врага, под непрекращающимися бомбежками звучал его голос.
Даже после приказа об оставлении Смоленска военный корреспондент Синявский оставался в войсках, отходивших к Москве.
Он прошел с ними дорогами Смоленщины, был под Малоярославцем, оборонял Москву.
7 ноября 1941 года именно Вадим Синявский вел репортаж о легендарном параде на Красной площади, с которого бойцы уходили прямиком на фронт.

В конце февраля 1942-го Синявский прибыл в осаждённый Севастополь.
1 марта он должен был вести репортаж с Малахова кургана, одной из господствующих высот на котором была установлена артиллеристская батарея.
«Говорит осаждённый Севастополь!» это все что он успел произнести. Буквально рядом рванула мина.
Без сознания с забитыми каменной крошкой глазами его доставили в полевой госпиталь.
Один глаз спасти не удалось, второй пострадавший меньше врачи восстановили.
В июне 1942 года Синявский вернулся в Севастополь и завершил прерванный репортаж с Малахова кургана.

В ноябре 1942 года, когда в Сталинграде шли тяжёлые бои, рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс объявил на весь мир, что город пал под ударами армии Паулюса.
Но город продолжал держаться. Бои шли за каждую улицу, каждый дом. Голос фронтового корреспондента Всесоюзного радио Вадима Синявского стал голосом Сталинграда. «Мы не погибли, мы живы, не слушайте лож Геббельса». Говорят, что сам Гитлер в истерике кричал на своего главного идеолога, «Это что мертвые говорят!? Ты же объявил, что мы захватили Сталинград!!!! Кто теперь поверит твоей пропаганде!!!»

После полученного разноса Геббельс включил Синявского в список своих личных врагов и врагов Германии.

31 января 1943 года Вадим Синявский провел свой последний репортаж из Сталинграда. Он и фронтовой корреспондент Николай Стор были единственными журналистами, присутствовавшими при пленении генерал-фельдмаршала фон Паулюса и его штаба в подвале центрального городского универмага.

Фельдмаршал Паулюс  в Советском плену
Фельдмаршал Паулюс в Советском плену

Летом того же года Вадим Синявский вел прямые репортажи с Курской дуги

10 августа 1944 года он находился в освобожденном от немцев Каунасе. В этот день ему исполнилось 38 лет, но отметить праздник с фронтовыми товарищами не довелось. Пришла телеграмма «Синявскому немедленно вылететь в Москву».
В редакции ему объявили: «Всё, Вадим, переходим на мирные рельсы. Будете вести репортажи об играх на Кубок СССР по футболу». Через несколько дней он вылетел в Сталинград, откуда была задумана трансляция футбольного матча между командами «Трактор» и «Спартак» (Москва).

Вот как рассказывал об этом матче сам Вадим Святославович:
«Для меня та игра стала переломным жизненным событием. Я становился футбольным – понимаете, что это значит? – футбольным комментатором… после того, как повидал столько смертей и горя… это было, эх! если бы только мог сказать, что это было… Иногда так трудно найти одно-единственное все выражающее слово».

27 августа 1944 года состоялся финальный матч на Кубок СССР по футболу, в котором победил ленинградский «Зенит».

-6

24 июня 1945 года майор, кавалер ордена Красной звезды, медалей «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда» и других боевых наград Вадим Святославович Синявский вел репортаж с Парада Победы на Красной площади.

После Победы

Страна возвращалась к мирной жизни, а Вадим Синявский вернулся к любимой работе. Едва ли не каждый день его голос звучал в эфире.

Генерал-лейтенант Василий Сталин и Вадим Синявский
Генерал-лейтенант Василий Сталин и Вадим Синявский

Он был необыкновенно артистичен, но в то же время прекрасно разбирался в футболе и в других видах спорта. Необыкновенно эмоциальный, он всегда, был предельно корректен, и никогда не позволял себе вести трансляцию с точки зрения болельщика. Он не скрывал, что является страстным поклонником Московского «Динамо», но ни разу не позволил себе выпада в адрес соперников.

Репортаж из Туманного Альбиона
Репортаж из Туманного Альбиона

Осенью 1945 года он отправился с командой московского «Динамо» в Англию.
Вся страна прильнула к репродукторам.

В ЭсЭсЭсЭр необходимый,
как черный хлеб или лаваш,
был хрип Синявского Вадима,
летящий к нам через Ла-Манш.
И в репродукторы дышали
мы, внуки каторг и лучин.
Нас всех смотреть футбол ушами
Вадим Синявский научил.
Мы, веря с искренностью детской
в наш краснозвездный третий Рим,
болели за Союз Советский,
и был распад непредставим.
Футбол мы слушали на кухне –
он из тарелки черной шел,
и колокольно сквозь их «кокни»
звучал наш каждый звонкий гол.
Евгений Евтушенко.
Рассказывали что матч московского "Динамо" с английским "Арсеналом" в 1945 году Синявскому пришлось комментировать в кромешном тумане.
Он стоял у самой кромки поля но видел только мечущиеся силуэты.
Вот Хомич метнулся за мячом и стадион взревел. Но что произошло? Кому предназначен гром аплодисментов?
Синявский прячет микрофон за спину, прикрывая его рукой и во весь голос кричит, бегавшему у кромки поля тренеру Якушину: "Михей, что там?".
"Хома взял!". И тут же микрофон освобожден из «плена» и весь прильнувший к черным «тарелкам» Союз слышит:
"В каком-то немыслимом, неимоверно красивом акробатическом прыжке Алексей Хомич вытащил мяч из нижнего угла и спас наши ворота от верного гола. Стадион, да что стадион, вся Англия рукоплещет ему!"»

К сожалению, сохранилось совсем немного записей легендарного комментатора.
Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент кинохроники снятой в то незабываемое послевоенное время. Комментатор Вадим Синявский.

Будучи великолепным мастером репортажа, Вадим Святославович никогда и нигде не преподавал. На вопрос, почему он не ведет занятия с молодыми журналистами, он отвечал после долгой паузы: «Думаете, это возможно? Я так не считаю. Возле микрофона каждый умирает в одиночку». Тем не менее вся великолепная плеяда спортивных комментаторов Советской эпохи, Николай Озеров, Нина Еремина, Ян Спарре, Коте Махарадзе, и многие другие считали себя его учениками.
Потому что он был ПЕРВЫМ ГОЛОСОМ СОВЕТСКОГО СПОРТА.
Голосом советской эпохи.

Последний раз он вышел в прямой эфир 2 мая 1971 года во время репортажа с Садового кольца о легкоатлетической эстафете на приз газеты «Вечерняя Москва».

Вадим Синявский скончался 3 июля 1972 года, похоронен в Москве на Донском кладбище.