Найти в Дзене
Гараж Автоклассика

Проедет там, где волки выть боятся. Tatra 805 по прозвищу «Утка»

Чехия – родина многих замечательных вездеходов, многие из которых представлены маркой Татра, и эта публикация посвящена одному из них, легендарной в свое время, позабытой ныне Татре – 805. Уверен, большинство из вас, дорогие друзья, про эту машину раньше и не слышали. Нет в этом ничего удивительного, в СССР эти машины не поставлялись, и даже упоминаний в советской автомобильной литературе о них мне найти не удалось, хотя сама по себе Татра – марка в нашей стране известная, в основном, благодаря легендарным самосвалам. Вернемся, впрочем, к машине. Tatra 805 появилась в 1953 году и позиционировалась как универсальный автомобиль повышенной проходимости для нужд военного ведомства. В основе вездехода лежит хребтовая рама. Двигатель – бензиновый V8 расположен спереди, под кабиной. Кстати, этот 75-сильный мотор объемом 2.5 литра так же устанавливали на Татра-603, легковые представительские машины. Четырёхступенчатая механическая трансмиссия с двухступенчатой раздаткой, мосты с колёсными р

Чехия – родина многих замечательных вездеходов, многие из которых представлены маркой Татра, и эта публикация посвящена одному из них, легендарной в свое время, позабытой ныне Татре – 805.

Уверен, большинство из вас, дорогие друзья, про эту машину раньше и не слышали. Нет в этом ничего удивительного, в СССР эти машины не поставлялись, и даже упоминаний в советской автомобильной литературе о них мне найти не удалось, хотя сама по себе Татра – марка в нашей стране известная, в основном, благодаря легендарным самосвалам. Вернемся, впрочем, к машине.

-2

Tatra 805 появилась в 1953 году и позиционировалась как универсальный автомобиль повышенной проходимости для нужд военного ведомства. В основе вездехода лежит хребтовая рама. Двигатель – бензиновый V8 расположен спереди, под кабиной. Кстати, этот 75-сильный мотор объемом 2.5 литра так же устанавливали на Татра-603, легковые представительские машины.

-3

Четырёхступенчатая механическая трансмиссия с двухступенчатой раздаткой, мосты с колёсными редукторами. Подвеска независимая торсионная, разгруженные колёса задней оси заметно «косолапят», традиционная для Татр особенность.

-4

При собственном весе 2.8 тонны, эта машина могла перевозить до 2200 кг груза, но главным её достоинством была высокая проходимость. Дорожный просвет в 28 см позволял без труда проходить по пересеченной местности, короткие свесы не доставляли неудобств в оврагах, машина может преодолевать подъем под углом 52 градуса, а спуск под углом 46. Такой угол въезда тяжело воспринимать психологически, ведь кажется, что автомобиль вот-вот кувыркнется в обратном направлении, но он продолжает медленно и уверенно ползти вверх.

-5

На базе Tatra 805 было построено множество машин военного назначения, от обычного бортового грузовичка и «санитарки» до командно – штабных машин и даже лёгких артиллерийских тягачей.

-6

Наибольшую известность машине принесла экспедиция, проходившая через множество стран Европы, Ближнего Востока и Азии. Стартовала она в 1959 году, завершилась в 1964-м.

-7

На двух специально подготовленных для экспедиции машинах, каждая из которых буксировала прицеп, чешские путешественники Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд преодолели десятки тысяч километров.

-8

Многие участки маршрута представляли собой бездорожье разной степени сложности. Обе машины уцелели до наших дней, находятся в чешских музеях. О своей экспедиции путешественники написали книгу «Перевернутый полумесяц», рекомендую, кстати, её всем, кто увлечен темой путешествий.

-9

Тираж 805-й модели был небольшой, всего до 1960 года, когда прекратилось их производство, было выпущено около 13.5 тыс. различных её модификаций, в основном военного назначения.

-10

По мере обновления армейского автопарка, Tatra 805 переходила в гражданские службы, они работали в пожарных частях, в коммунальных предприятиях. Кстати, машина получила забавное прозвище Kačena, в переводе «Утка». На утку машина вроде не сильно похожа, но видать, тем кто её так назвал в свое время, было виднее.

-11

До наших дней уцелело незначительное количество Tatra 805, причем не все из них простаивают в музеях и коллекциях, некоторые до сих пор покоряют внедорожные трассы, ничем не уступая современным внедорожникам, а порой и оставляя их позади.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм