Найти тему
Техноистории

Классический советский экскаватор

Одним из самых распространённых советских экскаваторов был механический Э-652Б. Предок этой машины, экскаватор Э-652, начал выпускаться на Ковровском экскаваторном заводе с 1956 года. В 1960-х устаревающая модель прошла несколько серьёзных модернизаций: сначала появилась модификация Э-652А, а в 1968 году в производство пошла модификация Э-652Б, оказавшаяся настолько удачной, что производилась без существенных изменений около 20 лет. С начала 1970-х выпуск Э-652Б был налажен также на Донецком экскаваторном заводе. По существующей в 1960 системе индексации название Э-652Б расшифровывалось как "экскаватор с ковшом вместимостью 0,65 м³, второй модели, второй модификации". Это был первый советский экскаватор, получивший "Знак качества", причём абсолютно заслуженно: простая и надёжная конструкция позволяла машинам работать очень долго в самых разных условиях эксплуатации, и они порой встречаются в рабочем состоянии и в наше время. Например, этот зелёный экскаватор доработал в омском "Водоканале" до второй половины 2000-х.

На Э-652Б устанавливался дизельный двигатель Д-108-8 мощностью 108 л.с. Экскаватор мог работать с оборудованием прямой и обратной лопат, с грейферным ковшом, а также в качестве драглайна, крана и сваебойного копра. Чаще всего использовалось оборудование драглайна, как на этом уставшем экземпляре из управления механизации треста "Омскмелиоводстрой".

-2

Кроме драглайна, часто попадались машины с оборудованием клинового рыхлителя, нередко один и тот же экскаватор сначала рыхлил клин-бабой мёрзлый или твёрдый грунт, а потом менял рыхлитель на ковш драглайна и принимался копать. А вот Э-652Б с оборудованием обратной лопаты я видел только в Татарском краеведческом музее.

-3

Ну а самый примечательный экземпляр такого экскаватора я встретил в 2007 году в Омске, на строительстве новой ледовой арены. На вид - вполне обычный драглайн...

-4

Но если взглянуть на него с другой стороны, то можно увидеть памятную надпись на кузове: "Комсомольцы ДЭЗа XIX съезду ВЛКСМ". Очевидно, экскаватор сделали в Донецке сверх плана к очередному съезду, который состоялся в 1982 году. То есть на момент съёмки исторической машине было 25 лет - приличный возраст для работяги-копателя!

-5

В середине 1980-х на Донецком экскаваторном была проведена очередная модернизация Э-652Б, заодно и индекс выпускаемой машины привели в соответствие новому отраслевому стандарту наименования спецтехники - экскаватор стал называться ЭО-4111. Почти сразу появились и модификации, причём, судя по всему, "А" и "Б" остались только на бумаге, а вот ЭО-4111В в природе вполне встречался. Вот один из таких экскаваторов, отловленный в селе Пристанское Омской области.

-6

Расшифровка индекса, согласно стандарту, следующая: "ЭО" - экскаватор одноковшовый, "4" - эксплуатационная масса от 19 до 30 тонн (наш экскаватор имел массу 21,2 тонны), "1" на второй позиции - гусеничный ход, "1" на третьей позиции - тросовое рабочее оборудование, "1" на четвёртой позиции - порядковый номер модели, "В" - модификация. Данный экскаватор был выпущен в 1987 году с заводским номером 3917.

-7

Аналогичный экскаватор был встречен в Омске, на строительстве жилого дома.

-8

А самый оригинальный образец этой модели был встречен в пригороде Омска, на базе какой-то мехколонны. Мало того, что экскаватору приколхозили неоригинальную квадратную кабину, так его ещё и покрасили в розовый цвет!

-9

Следующей модификацией старого доброго ЭО-4111 стала версия "Г", но это уже была фактически новая модель, так что про неё я как-нибудь расскажу отдельно.