Жизнь черкесского народа проходила в борьбе за свою независимость. Черкесские земли дважды подверглись страшному нашествию монголов — в 1222 г. во главе с Батыем и в 1395 г. под предводительством Тимура. После нашествия Батыя черкесы стали данниками Золотой Орды, а затем отделившегося от нее Крымского ханства. Крымское ханство, которое само с конца XV в. находилось под властью Османской империи, считало черкесские земли своими. В действительности отношения носили характер вассальных (в современном понятии можно говорить о протекторате). Зависимость от Крымского ханства ограничивалась тем, что при восшествии на престол очередного хана из Черкесии присылалось 300 рабов — мальчиков и девочек. Кроме того, черкесы должны были участвовать в военных походах Крыма. Стремясь усилить свое влияние, ханы направляли в землю черкесов войска, но каждый раз наталкивались на сопротивление. Джиовани Лукка, префект доминиканской миссии в Крыму, в Каффе, составивший описание черкесов около 1634 г., писал: «Деревни их (черкесов) расположены в самых густых лесах. Они окружают их сплетенными одно с другим деревьями, чтобы таким образом затруднить въезд татарской коннице.
Черкесы часто с последней сражаются, так как не проходит года, в который бы татары, привлекаемые главным образом красотой рабов из этого народа, не произвели на их страну какого-нибудь набега, чтобы наловить последних. И ногайцы часто с той же целью производят сюда набеги. Постоянное беспокойство, которое причиняют им татары и ногайцы, приучило их очень к войне и сделало из них лучших наездников во всех этих странах. В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар»(Лукка, 71). Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Черкесию в 1666 г. подробно рассказывает о беспрерывных столкновениях кабардинцев с калмыками, а западных адыгов с абхазами. «А за горами живут абхазы. В общем же все племена абхазов враждебны к этим кочевым племенам черкесов. Так что у них в конце концов нет ни одного дня, свободного от битв и столкновений — каждый день с разных сторон приходят враги. И потому у этих племен черкесов нет возможности жить в одном и том же селении... хотя бы в течение десяти лет» /Челеби 66, 67, 87/.