Ярким пламенем горит память о подвигах героев в годы Великой Отечественной войны. Примером самопожертвования и мужества стали истории Александра Матросова, Алексея Мересьева, Андрея Корзуна и других Защитников Родины.
Советская пресса в годы войны использовала все свои ресурсы, чтобы рассказать людям о совершенных героями подвигах, подбодрить, вселить уверенность в скорой победе над врагом. Ведь даже в тылу, где ковалась все необходимое для будущей Победы, каждый день был преодолением неимоверных трудностей.
В газетах и на радио работали лучшие журналисты и фотокорреспонденты. Их глазами люди видели ужасы и боль войны. Их строки вдохновляли, вселяли надежду и передавались по всем фронтам. Военные журналисты зачастую рисковали жизнью не меньше бойцов, чтобы выполнить поручение редакции и рассказать о ситуации в том или ином очаге ожесточенных боев. Нередко и погибали, оставляя в блокнотах память о тех страшных днях.
Сегодня речь пойдет о военных корреспондентах, свидетелях и активных участниках борьбы с фашистскими захватчиками. И сразу хотелось бы привести цитату журналиста Бориса Леонтьевича Горбатова:
«Как и всякий военный журналист, я много видел людского горя. Я видел костры и виселицы, землю под пеплом, людей без крова, детей без детства. На это никогда не можешь глядеть спокойно, к этому нельзя привыкнуть. (…) Кровь замученных стучит в сердце и заставляет искать и искать такие слова, чтоб, прочитав их, никто нигде, даже в самом далеком от войны тылу, не смел остаться спокойным» (с).
Советская пресса в годы Великой Отечественной войны
СМИ во время войны были переведены на особый режим работы. Уже 24 июня начало свою ежедневную деятельность «Совинформбюро», которое передавало своди и новости с фронтов. Были организованы специальные военные отделы в газетах.
Практически наполовину было сокращено количество центральных газет, а также отраслевых и профильных изданий. Из появившихся ресурсов в очень сжатые сроки была построена структура военных изданий для армии, отдельных бригад, каждого рода войск и общевойсковые. На начало 1943 года таких газет насчитывалось порядка 700.
5 центральных газет издавалось в армии и на флоте. Так, например, в главном издании, «Красной звезде», с самого начала боев публиковались статьи советских писателей - Гроссмана Василия Семёновича, Симонова Константина Михайловича, Суркова Алексея Александровича и других. За время военных лент увидело свет 1200 номеров «Красной звезды», которая стала живой летописью подвига народа.
Всего центральных изданий было 5 – «Красный сокол», «Красный флот», «Красная звезда», «Военное обучение» и «Сталинский сокол». Однако помимо них выпускались журналы для родов войск, 19 фронтовых газет, 750 изданий бригад и дивизий, фронтовые и подпольные газеты, а также большое количество местных и армейских СМИ.
Отправлять своих корреспондентов непосредственно в места боевых действий имели право ТАСС, Совинформбюро, Всесоюзный радиокомитет, «Красная звезда», «Правда», «Красный флот», «Известия», «Комсомольская правда», а также те издания, которые находились в областях, где шли бои.
В бой с «Лейкой» и блокнотом
Статьи в газетах времен войны отличаются сверхсконцентрированным духом патриотизма и единения народа, убежденности в скорой Победе и практически осязаемой связью с реальной жизнью. Фронтовые корреспонденты не стреляли из винтовок и не управляли тяжелыми танками, но были рядом с бойцами на передовой, чтобы осветить, запечатлеть и сохранить память о буднях и подвигах дней войны. С фотокамерой «Лейка» в руках либо с карандашом и блокнотом, фронтовые корреспонденты и операторы выполняли поручения редакций. Сам за себя говорит тот факт, что каждый второй кинооператор военных хроник был тяжело ранен, а каждый четвертый погиб.
Институт пресс-службы отсутствовал на то время в Красной Армии, не проводилось подробных пресс-конференция для изданий СМИ. Так, Борису Полевому нужно было не только находиться на хорошем счету в среде журналистов профессионалов, но и побывать на передовых, освещая события в самых очагах боевых действий. Только после этого появилась возможность взять интервью у Конева Ивана Степановича. И это не учитывая того, что Полевой на то время уже был сотрудником центральной газеты «Правда».
Бесчисленны примеры непосредственного участия военных корреспондентов в боях и ожесточенных сражениях. Показателен пример военкора Сергея Александровича Борзенко, который прибыл в расположение 318-й Новороссийской горнострелковой дивизии, чтобы вместе с морской пехотой пробиться в Крым и подготовить об этом статью. Под Таманью, ночью 1 ноября 1943 года, преодолев на тихоходном судне Керченский пролив, Сергей Александрович в числе первых ступил на полуостров.
В составе отряда Борзенко оказался старшим по званию, поэтому приступил к руководству дальнейшими действиями. Так, был отдан приказ организовать проход через вражеские заграждения с последующей атакой на противника. Однако, выполнил Сергей Александрович и поручение редакции – в имеющиеся несколько минут была подготовлена статья, в которой военкор перечислил отличившихся бойцов и ключевые моменты операции. Завернутая в водонепроницаемую пленку, бумага с 50-ю строками Борзенко была доставлена через связного в Тамань, в расположение редакции «Знамя Родины». И уже через несколько часов газета разместила на своих страницах: «Наши войска ворвались в Крым!». Три дня Сергей Александрович руководил боевыми действиями до прибытия подкрепления, а позже был удостоен звания «Герой Советского Союза».
Алексей Александрович Сурков, ответственный редактор «Огонька» в 1945 - 1953гг, был военкором фронтовой «Красноармейской правды» и специальным корреспондентом «Красной Звезды».
В ноябре 1941 года, будучи на командном пункте под Истрой, он оказался в окружении противником. Только когда Алексей Александрович смог выбраться из землянки и дойти до своих, то заметил, что его шинель вся посечена осколками. На ум пришли строки: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага». Позже он допишет «До тебя мне дойти нелегко…» и появится знаменитое и по сей день стихотворение «В землянке», текст которого Сурков отправил жене в Чистополь в обычном письме-треугольнике.
Для Юрия Дмитриевиче Королева война началась в его 16 лет. Ему довелось побывать на Украинском и Белорусском фронтах, участвовать в карпатских и чехословацких операциях. На счету Юрия Дмитриевича 42 боевых вылета на Ил-2 и Ил-10, на который он был не только кинооператором, но и стрелком. Материал, который был добыт Королевым, постоянно используется в документальных фильмах о войне и хрониках
Леонид Пантелеев, автор «Республики ШКИД», остался в блокадном Ленинграде и ежедневно писал о нелегкой жизни людей. Четыре месяца писатель находился на грани выживания от дистрофии, так как его лишили прописки и, соответственно, стали недоступны карточки на продукты. Летом 1942 года Пантелеева в состоянии тяжелой болезни на самолете перевезли в Москву.
Практически каждый неравнодушный к истории и литературе знает имя Константина Михайловича Симонова. С июня 1941-го по май 1945-го Константин Михайлович постоянно был на передовой, рядом с бойцами. Начало войны Симонов встретил в звании старшего батальонного комиссара, а закончил полковником.
13 июля 1941 года становится знаковым для Константина Михайловича. Под Могилевым, в составе 388 стрелкового полка, державшего оборону города без даже мысли об отступлении, Симонов навсегда запомнит ощущение близившегося отчаяния и великого мужества, познания жизни и близкой смерти.
Чудом оставшись в живых, Константин Михайлович создаст огромное количество статей и рассказов, в которых опишет судьбы пехоты, разведчиков, гражданских. Сохранив, как великую реликвию, личности этих мужественных людей, Симонов словно в граните высечет историю безмерных подвигов.
Февраль 1942 года, фашисты отступают от Москвы и «Правда» на своих страницах размещает стихотворение Константина Михайловича «Жди меня», которое было посвящено Валентине Серовой, актрисе, главной любви Симонова.
«Жди меня, и я вернусь. только очень жди» - эти строки стали заклинанием для солдат, они вели домой, давали тепло и освещали тьму и безысходность тяжелых военных дней.
Константин Михайлович писал: “Жив ты или помер — главное, чтоб в номер материал успел ты передать…”. Эти слова стали девизом и правилом жизни для тысяч военных журналистов.
В 1993 году перед входом в Центральный дом журналиста на Никитском бульваре был установлен Памятник фронтовым корреспондентам. Федор Иванович Царев, ветеран журналистики, вместе со своими коллегами обратились с просьбой к скульптору Льву Ефимовичу Кербелю.
Так родилась идея изобразить образ корреспондента, который присел, чтобы в редкую минуту затишья написать заметку в газету. На плечах – пащ-палатка, на груди фотоаппарат, а в руках верные друзья военкоров карандаш и блокнот. В качестве фона выбраны развалины Рейхстага и колонна с цитатой Константина Михайловича Симонова:
«С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли».
Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте "лайк" и до новых встреч!