Картины Федора Усачева – для меня всегда путешествие в Лилипутию. Это крохотные пейзажи с двухрублевую монетку и узнаваемые портреты с ноготь большого пальца. Глаз, губы, нос сравнимы по размеру с подковой блохи из «Левши» Лескова. Художник-миниатюрист провел для меня экскурсию по своей недавней выставке и рассказал о восьми самых интересных работах. Передаем ему слово:
Вместе 70 лет
«– Мне очень понравилось, как люди, держать друг за дружку с трепетом, идут вместе и очень мило беседуют. Не ворчат, как мы обычно слышим от пожилых людей. Это тронуло и показалось мне некоторым отпечатком ушедшей эпохи. Сзади древняя стена, парочка прошла как раз на фоне этого дома. Это недалеко от Китай-города, там есть такие дореволюционные здания.
– Это Вы сфотографировали и потом рисовали по фото?
– Нет, это был набросок – буквально два штриха. Потом я просто его раскрасил, уже придумывая цвета».
Пейзаж в Ботаническом саду
«– В качестве эксперимента я сделал миниатюру на коже. Просто купил кусочек кожи в рулончике, пошел в Ботанический сад у нас в Москве. Причем интересно, что краски сохранились, не надо было грунтовать!
Необычно попробовать вместить большой мир в маленькое пространство. Многие не понимают, как вообще можно нарисовать миниатюру, потому что трясутся руки. А я просто всегда задерживаю дыхание. Тогда получается сделать штрих. Только так!»
Портрет американского писателя Э. Хемингуэя
«– Это гризайль – техника одной краской, в данном случае черной акварелью.
– Хемингуэй – Ваш любимый писатель?
– Он мне интересен морскими произведениями. Тут, кстати, можно увидеть намек на палубу: деревянная рама, белая каюта и синее морское обрамление. Хотя в принципе синее обрамление у меня ко многим работам».
– Вы, наверное, обводили двухрублевую монетку?
– Да, совершенно верно! Вообще люблю такой способ: нарисовать круг и словно через лупу посмотреть на мир».
Дерево у дороги
«А это моя проба на дереве акрилом одного цвета. Акрил причем текстильный, грунта нет. Было достаточно сложно, ведь у него вязкая текстура.
Чем больше экспериментируешь, тем интереснее. Например, в магазине подписано: “Скетчбук для маркеров”… Но он может очень хорошо подойти, допустим, для пера. Или вообще для акварельной живописи!».
Кормление уток
«А это дерево уже лакированное и грунтованное. Интересно, что по нему получилось рисовать акварелью! Она не выцвела и не померкла. Было сложно, но она осталась. Я даже удивился.
– А эту резную деревянную основу Вы купили готовую?
– Сам сделал. Я занимался обработкой дерева.
– И раму сами делали?
– Нет, но я ее красил, она была другого цвета. Подложки у этого цикла –простые круглые дощечки из “Леонардо”, я их побелил. Потом сверху рамочку сделал. Некоторые паспарту тоже делал сам.
Всегда думаешь, как оформить миниатюру. Она в большой раме будет “пропадать”, а в совсем уж маленькой – тоже не очень хорошо смотрится. Вот и ищешь альтернативный вариант.
– Интересно! И знаете, я бы и не заметила этих крошечных уточек, если бы не название картины…»
Хорватский набросок из скетчбука
«А еще я показал на выставке свои скетчбуки. Людям всегда интересно видеть, как работает художник, его материалы.
– Рисунок из путешествия?
– Да, это Хорватия. А на другом берегу, который мы видим на рисунке, – уже Словения. В центре пограничный кораблик, там маленькая военная база. Даже есть разграничительная сетка под водой, там нельзя плавать».
Мирт
«Это мирт, а рядом – живая роза Иерихона. Если добавить чуть-чуть воды в ее корешки, она будет цвести. Буквально за полчаса станет зеленой!
– Но она же уже явно засохла!
– В том-то и дело! Она так валяется в пустыне тысячи лет, но всё равно жива. Может не врастать в землю корешками, а храниться в квартире.
– А какая связь с миртом?
– Оба растения библейские. Это связь между нашим и параллельным миром. Кстати, на моем канале в YouTube можно увидеть, как я делал этот рисунок».
Автопортрет в отражении сахарницы
«– Как пришла идея с сахарницей?
– Тут нужно рассказать про голландцев. Взять Питера Класа – у него отраженная поверхность позволяет изучить себя. Изображение почти гиперреалистично, мы видим складки, лимон… И вдруг замечаем в отражении венецианского стакана или золота отражение художника.
А у меня всё получилось случайно. Сижу за столом, наливаю чай, беру сахар. Увидел себя в отражении, и мне понравилась эта искаженность. Я сразу вспомнил всю эту голландскую историю. Там в отражении есть мой карандаш, блокнот, кружка, окошко… Словом, кухня, в которой я находился. Всегда интересная тема!»
В Библиотеке иностранной литературы художник Федор Усачев организовал не только выставку «Лестница в эпоху», на которой мне удалось побывать, но и мастер-класс по теме «Диалоги об искусстве». А Анастасия Шумова провела лекцию по искусствоведению. Больше о творчестве Федора Вы узнаете из его Instagram и YouTube!
Пишите в комментариях свои мысли о графике художника. Хотели бы обзавестись своим портретом размером с монетку?