Что такое современная система образования, может ли школа правильно направить наших детей? Смогут ли наши дети, учась в школе понять, кем хотят быть, и чем заниматься? Можем ли мы, родители, правильно направить своих детей, ведь когда мы выбирали наши профессии, многих из тех, которые существуют сейчас, еще просто не было! Что мы можем рассказать детям о современном профессиональном мире, если сами многого не знаем? Эти вопросы мы адресовали Владимиру Волченку, спикеру семинара «Эффективное родительство – гарантия счастливого будущего наших детей». Владимир Феликсович Волченок: кандидат физ.-мат. наук (1979, Институт теплофизики Сибирского отделения АН СССР, Новосибирск), тренер (спикер) со специализацией «эффективное деловое мышление» (2000, Сертификат Института личности, СПб); 1990 – 2000: бизнес-медиатор международник и projects developer. Опыт проектирования и создания деловых структур, включая формирование систем управления. Работа для местных, международных и иностранных компаний, в том числе, Irving Backman & Associates (венчурные инновационные проекты, новые технологии, США), Plynostav Pardubice Holding (строительство трубопроводов, Чехия); с 1998 по 2015 директор по персоналу с совмещением функций директора по организационному развитию, системный бизнес-консультант по созданию и реинжинирингу систем управления человеческим ресурсом (с 2000 по настоящее время) на основе авторской технологии Human Centered management systems (HCMS © Владимир Волченок). В 1998-2007 авторизованный представитель всемирного сообщества MENSA с правом проведения тестовых сессий на определение IQ и выдачи международных сертификатов. В том числе Владимир Феликсович много лет преподавал, и не только для студентов университетов, но и для подростков, проводил открытые и корпоративные семинары и тренинги.
В этой статье мы бы хотели обсудить понятие «профориентации», нужна ли она в школе, что входит в это понятие и может ли массивный государственный аппарат успевать «профориентировать» наших детей в современном мире? Начнем с цитат:
«Профориентация – не профориентация:
1. Профориентация для подростков – это в первую очередь не выбор профессии, а выбор того, КАК ты будешь делать то, чем будешь заниматься в будущем. Профессия, по сути, неважна – сейчас они будут достаточно быстро появляться, изменяться или вымирать. Весь вопрос в наборе умений и навыков, которые в каждом новом своем занятии ты будешь применять.
2. Будешь хотеть или исполнять. Будешь анализировать или принимать на веру. Будешь бояться или рисковать. Будешь отвечать за других или не отвечать даже за себя. Будешь разговаривать с людьми или прятаться от них. Будешь учиться новому или совершенствоваться в том, что знаешь. Будешь искать работу или давать работу другим. Будешь хотеть памятник от благодарных потомков или планировать отпуск в Таиланде?
3. «Вот это – профориентация, а для всего остального есть ПТУ». Аркадий Морейнис.
«— Почему одни люди могут зарабатывать деньги, а другие — нет?
— … Есть ответ. Причина в том, что люди не следуют своему призванию. Призвание — это сила. Тот человек, который выбирает работу не по внешним критериям, не потому, что родители устроили, не потому, что престижно, а по зову своей души, по велению сердца, — как раз и достигает максимальных результатов, в том числе в денежном плане. Люди могут делать совершенно одинаковый бизнес, например, выпекать хлеб на соседних улицах. Но только тот, кто этому привержен, то есть словно молится на свое дело, горит им, балдеет от каждой мелочи, находки и открытия, — получит дивиденды, причем не только деньги, но и уважение в обществе, славу, определенный статус. И не потому, что у него технология выпечки лучше, а потому, что веры в свое дело больше — он следует своему призванию.
— Уже представила, как читатели при слове «призвание» вспомнят смешные профориентационные тесты в кабинете школьного психолога и сделают скептическое лицо…
— В том-то и беда: люди путают призвание с профессией!.. То есть человек вместо того, чтобы думать «Кто я есть?», «Каково мое призвание?», начинает перебирать профессии: вот столяры, там архитекторы, тут моряки… — и пытается себя втиснуть в прокрустово ложе какой-то профессии или, еще хуже, какой-то конкретной работы, должности на таком-то предприятии с такой-то зарплатой. И что в итоге? Даже если он находит высокооплачиваемую должность, хорошую профессию, она через какое-то время перестает устраивать, даже если продолжает приносить вполне приличный доход. То, чем человек занят, вступает в противоречие с тем, что ему свойственно, нужно делать, в чем он ощущает (осознанно или нет – не суть важно) свое призвание. Стресс нарастает, и человек постепенно теряет интерес к работе и жизни, уходит в депрессию…, «потому что приходится компенсировать внутреннее ощущение — «Я не тот человек, которым прикидываюсь», «Я занимаюсь не тем, чего жаждет моя душа и сердце». В конечном итоге он … влачит относительно обеспеченное, но унылое существование до конца своих рабочих дней, пока не выйдет на пенсию». Олег Силявский, из интервью.
Еще к вопросу о профориентировании. «Всё, чему можно научиться в Интернете, сможет заменить многие из существующих профессий. Грамотность как умение читать, писать и считать, конечно, останется обязательной, но в современном мире этого уже недостаточно. При составлении учебных программ необходимо будет ориентироваться на более широкие профессиональные компетенции – умение находить нестандартные решения задач и проблем, навыки коллективной работы и так далее. Но пока у нас всё ещё есть учителя географии, истории, физики, химии, но нет учителей критического мышления, учителей взаимодействия или учителей любознательности». Патрик Гриффин.
«У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?»
В. Маяковский
Заметили, что еще в те, отдаленные от нас времена (где-то 90 лет тому назад), поэт формулировал два отдельных вопроса: кем работать и чем заниматься? Так было, так есть, и в еще большей степени будет: есть первый аспект «КЕМ РАБОТАТЬ», т.е. как будет называться должность (и вместе с этим разнообразные – престижно это или нет, сколько будут платить, кто будет окружать меня и с кем я буду общаться / взаимодействовать на работе…). Есть второй аспект «ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ», т.е. что придется делать в рабочее время, чему придется доучиваться, от кого получать задания, вместе с кем выполнять их. Понятно, что при одном и том же названии профессии (аспект «КЕМ») аспект «ЧЕМ» может быть весьма разнообразным: к примеру, сравните «занятия» ИНЖЕНЕРА-строителя, ИНЖЕНЕРА-электронщика, ИНЖЕНЕРА пищевой промышленности.
И это еще не все. Идет время, и меняется «ЧЕМ заниматься» для одного и того же названия профессии. Доярка вчера: ведро, ручная работа, а сегодня: автоматика, которую даже если не уметь хорошо обслуживать, то уж уметь использовать необходимо. Конструктор вчера: кульман (это доска такая с прикрепленными к ней линейками и угломерами), карандаш, ручная работа и расчеты на калькуляторе, а сегодня: компьютер с разного рода программными комплексами CAD (computer aided design) и возможность «сходу» получать макет или уже даже готовое изделие при помощи 3D принтеров. Хирург вчера и хирург сегодня, повар...Развитие новых технологий и принципиально новых видов деятельности (и содержания, «предметного наполнения» традиционных по названию профессий) вместе с турбулентной социально-экономической ситуаций приводят к тому, что выбор будущей профессии, исходя из сегодняшнего положения дел, с высокой вероятностью окажется неадекватным и человеку, и рынку труда через те 7-8 лет, когда сегодняшний подросток «вступит в специальность» после завершения высшего образования. Например, начиная от развития CAD технологий, по мере развития систем искусственного интеллекта, 3D-принтеров и т.п., меняется сущность, содержание деятельности «инженер-конструктор» (и, по мере развития искусственного интеллекта, сущность работы ординарного инженера-конструктора будет низводиться к обслуживанию искусственного интеллекта, о чем резонно пишет, например, Alex Krol). Развитие систем обработки данных, конкретно – среды 1С – резко снижает потребность рынка в бухгалтерах. По мере развития информационных технологий начинает снижаться востребованность профессий «ИТ ради самих ИТ». В то же время, ИТ становится просто компонентой навыков, необходимых для успешной реализации человека в избранном виде профессиональной деятельности, включая гуманитарные профессии. Аналогично тому, как в начале 90-х хорошее знание иностранного языка само по себе было достаточным условием для карьеры, сегодня – это необходимое условие, без которого карьерный рост существенно ограничен. И снова «это еще не все».
АВЕРС: «кем работать – чем заниматься» обычно рассматривается с точки зрения должностных обязанностей («что мне придется делать»). Но как всегда, есть РЕВЕРС: «чему лично Я научусь, какие полезные ДЛЯ МЕНЯ навыки я приобрету в результате – что Я буду уметь и где и как МНЕ это пригодится». Бывает, и нередко бывает, что человек меняет свою профессию, но полученные навыки, приобретенные ментальные привычки остаются с ним. И опять «это еще не все». Вышеупомянутое «что мне предстоит делать» для каждой профессии включает как свою «поэтику», так и свою рутину. О поэтике обычно с блеском и увлеченно рассказывают приглашаемые на профориентационные мероприятия успешные, состоявшиеся представители той или иной профессии. Про рутину рассказывают редко, а она есть, пожалуй, в каждом виде деятельности, и она разная не только для разных профессий, но и разная для одной и той же профессии, но исполняемой в разных организациях (в условиях той или иной корпоративной культуры; бывает, корпоративного бескультурья).
Совсем редкий случай – когда рассказывающий про профессии или «специалист по профориентации» способен дать сопоставительное описание профессий и их реализации, знаком со словом «профессиограмма», обладает собственным опытом практического взаимодействия с представителями разных профессий, желательно – числом поболее. Увы, но более распространенная ситуация, это когда рассказчик или «специалист по» с темой «знакомы шапочно», но рассказывают, дают рекомендации и выносят вердикты.
Говорить о «профориентации» как выборе некоторой «фиксированной» конкретной профессии в настоящее время просто некорректно, в том числе, и с точки зрения проектирования будущего сегодняшних подростков. Профессиональное ориентирование (ПО) подростков сегодня – это помощь им в выборе «поля деятельности» (характер деятельности, объекты деятельности, специфика выполняемых операций, специфика потребной информации и способов работы с нею, предполагаемая социальная значимость и особенности межличностной коммуникации в процессе осуществления деятельности), некоторого набора альтернативных вариантов профессии, «видения» возможного перехода от одной профессии к другой, комбинирования профессий. (Одним из результатов профессионального ориентирования становится осознанный выбор подростком предметов специализации во время обучения в школе).
ПО подростков сегодня непременно должно исходить из того, что подросток – это не объект исследования, а субъект своей будущей жизни, следовательно, будущего вида / рода / способов деятельности. ПО непременно должно учитывать личные особенности, склонности и «противопоказания», ожидания подростка. Должно обеспечить ориентирование его в мире вокруг (возможности, риски, тенденции, перспективы и пр.). ПО должно помочь подростку выяснить, к чему он склонен и к чему нет, что для него перспективно и поможет обеспечить ту жизнь, которую он хочет получить, что сочетается с его ценностями и принципами, а что нет и т.д. Что именно ему/ей «хорошо» (и что придется делать для достижения этого «хорошо»), а что «плохо». Как именно и в каких вариантах он сможет реализовать себя в том мире, который есть и который ожидается.
Принципиально: профессиональное ориентирование должно осуществляться вместе с подростком.
Вместе, а не вместо!
03.05.2019 Владимир Волченок
© mamochki.by