Найти тему

Писательские странности

Ненавижу работать над двумя произведениями одновременно. Но именно этим сейчас и занимаюсь.

Несмотря на то, что я наконец-то набросала сюжет и проработала персонажей повести, с наступлением весны (что со мной случается каждый год), в моей голове зазвучали голоса персонажей книги, которую я задумала уже несколько лет назад, но медлю с ее написанием из-за нехватки опыта. Для писательской практики я хотела написать короткую повесть, с чем вполне успешно справилась. По объему вышло чуть больше двух авторских листов (1 авторский лист равен 40000 печатных знаков). Затем планировала написать большую повесть, граничащую с коротким романом. И только после этого собиралась приступить к написанию самого романа.

Но весна ежегодно сбивает все мои планы. Так уж вышло, что это время года не только повышает продуктивность моей работы, но и вдохновляет на создание именно этого романа. Каждый год с приходом весны я откладываю все свои дела и пишу черновики книги, прорабатываю героев и сюжет. Идея для романа слишком сложна и запутана, поэтому здесь не получится работать без плана, как я это делала при написании повести. Чувствую, что без подробного плана я ни на шаг не продвинусь в густых зарослях запутанного сюжета. Скажу больше: все настолько сложно, что я умудрилась запутаться даже в своем плане.

Наконец настал момент, когда я поняла, что нет смысла закрывать уши и притворяться, будто не слышу зов Вдохновения. Поначалу мне казалось, что это было неверным решением. Несмотря на временную потерю интереса к работе над повестью, я не переставала быть захваченной задуманным сюжетом и понимала, что такое произведение бросать нельзя. Уж не знаю, получится ли передать в повети все то, что я придумала, но попытаться нужно обязательно. И в то же время, увлекаемая Вдохновением в запутанные лабиринты более глобальных идей, я все больше отдалялась от своей повести.

В итоге я решила перестать сопротивляться этому зову, временно отложить начатую работу, и слепо последовать за Вдохновением, куда бы оно меня ни привело. В тот же день я достала все черновики романа, которых за несколько лет у меня накопилось огромное множество (2 блокнота, толстая стопка исписанных листиков и около 15-ти файлов в компьютере) и попыталась распределить их в нужном порядке.

-2

Я надеялась, что таким образом из несвязных сцен мне получится собрать хотя бы слабое подобие сюжета, однако меня ждало разочарование. Сцен и заметок оказалось намного больше, чем я представляла, и в единый сюжет они упорно не хотели укладываться. Я провела полдня, перетасовывая их, пытаясь убрать лишние и объединить короткие сцены, но в результате выстроила в нужном порядке всего 5 сцен.

Тогда я поняла, что придется подойти к делу серьезнее. На следующий день я достала все черновики и приготовила 5 файлов для бумаги. На каждый из них приклеила стикеры с надписями: «Нужные сцены», «Нужные заметки», «Возможно нужные сцены», «Вряд ли нужные сцены и заметки» и «Черновики других работ». По этим критериям и решила распределить накопившиеся в избытке черновики, чтобы потом ненужные записи не отвлекали меня от работы.

Моя подруга-перфекционист, с которой я живу, с неожиданным мужеством переносила весь этот хаос, который я устроила в квартире на несколько дней.
Моя подруга-перфекционист, с которой я живу, с неожиданным мужеством переносила весь этот хаос, который я устроила в квартире на несколько дней.

Вскоре мне удалось разобраться с отдельными листиками. Теперь проделываю то же самое с записями в блокнотах, приклеивая на страницы стикеры разных цветов. Но в ходе работы я столкнулась с новой проблемой. Анализируя своих героев, я пришла к выводу, что хоть они еще и не проработаны, каждый из них является реалистичной и интересной личностью. Каждый, кроме главной героини.

Отчаявшись создать ее образ и понять ее мотивы, я решила, что, если я хочу понять персонажа, нужно мыслить, как персонаж. Нужно стать персонажем.

Ни секунды не раздумывая, я открыла шкаф, выбрала одежду, которая больше всего подходила бы моей героине, переоделась, распустила волосы и легла на диван. Закрыв глаза, я вообразила, что нахожусь на приеме у психолога. Тут много фантазии не понадобилось. Интересное было впереди. Для начала я несколько раз повторила вслух: «Меня зовут Дженни Рейтли. Меня зовут Дженни Рейтли…» С каждым разом я все больше и больше убеждала себя, что я – это мой персонаж.

Наконец, когда я перестала ощущать себя самой собой и почувствовала себя 15-летней девочкой, я решила, что можно начинать «сеанс самопознания». Я представила, что за моей спиной сидит психолог и задает наводящие вопросы о моей жизни, чувствах, отношениях, происходящих событиях. На каждый его вопрос я вслух давала ответы (даже не хочу представлять, как это смотрелось со стороны…) и наконец так увлеклась, что приступила к настоящему самоанализу.

Я рассказывала о том, какой была раньше, как ощущаю себя теперь в сложившейся ситуации, говорила о своих надеждах, страхах и потайных душевных переживаниях. Я настолько пропускала это через себя и зашла так далеко, что в один момент не удержалась и заплакала. Это была не просто слезинка. Нет. Я по-настоящему плакала и не могла успокоиться. Поняв, что в таком состоянии я от себя (точнее от героини) уже вряд ли чего-то добьюсь, я открыла глаза.

Понадобилось около минуты, чтобы прийти в себя, хотя глаза потом полдня продолжали болеть от слез. Ах, да, пожалуй, стоит уточнить, я не сумасшедшая. Правда:) Но эффект от этого «сеанса» меня действительно поразил. На время я перестала испытывать свойственные мне эмоции, мыслила совсем не как я, относилась к событиям, как другой человек. Меня так волновали проблемы, с которыми лично я никогда в жизни не сталкивалась, что от переизбытка эмоций я просто не могла сдержать слез.

Этот маленький эксперимент оказался не только очень интересным с психологической точки зрения, но и полезным с литературной стороны. Я поняла глубинные переживания своей героини и то, как она к ним пришла. Еще многое предстоит узнать об этом персонаже, но этот эксперимент открыл мне глаза на то, до чего я, возможно, никогда и не дошла бы. Думаю, мне предстоит провести еще несколько подобных сеансов, и тогда я узнаю главную героиню лучше, чем саму себя.

Вот так, балансируя на грани вдохновленности и сумасшествия, я провожу первый месяц моего любимого времени года. А как вы узнаете своих персонажей? И как работаете с материалом для книги, чтобы не путаться в многочисленных героях и сложном сюжете? Очень жду ваших советов.

Подписывайтесь на сообщество в вк - Записки мечтателя