Найти тему

Дети и Интернет. Мнения известных психологов

Наш проект предлагает исключительно технические меры по защите ваших детей от негативного влияния компьютеров, мобильных устройств и Интернета. Однако, мы понимаем, что в этом вопросе всё зависит от родителей. Поэтому, мы собрали для вас мнения и рекомендации психологов по вопросу безопасности гаджетов и Интернета.

Далее представлены мнения Американской академии педиатрии, Юлии Гиппенрейтер, Андрея Курпатова, Евгения Комаровского, Ирины Скоробогатовой.

Постигаем цифровой мир через общение

На симпозиуме «Growing Up Digital» в октябре 2015 года Американская академия педиатрии представила новые рекомендации безопасности гаджетов для родителей: мобильные устройства могут быть полезны, но только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение

Как и во всем остальном, начните с себя. Помните, что дети копируют прежде всего ваше поведение. Как часто проверяете почту, новости или обновления? Есть ли у вас дни, свободные от электронных средств общения и развлечения?

Старайтесь делать открытия вместе с ребенком. Будьте посредником в его отношениях с цифровым миром. Побуждайте малыша исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом.

При использовании гаджетов сосредоточьтесь на содержании, а не на продолжительности применения. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы тренировать навыки внимания, общения, запоминания. Вместо просмотра видео выбирайте интерактивные программы, общайтесь удаленно через скайп или другие программы-менеджеры.

Правильно используйте потенциал социальных сетей. Присутствие в социальных сетях особенно важно для подростка, который только учится выстраивать свою собственную идентичность и ищет одобрения других. Если в эти моменты вы будете рядом, это поможет ребенку лучше понять принципы сетевой жизни и избежать ошибок.

Обязательно создавайте «свободные зоны». Выделяйте островки пространства (в спальне, на кухне), которые всегда будут свободны от электронных устройств. Дайте ребенку понять, что приносить сюда планшет или смартфон нельзя. 

Выбирайте те приложения, которые были разработаны совместно с детскими психологами и педагогами или получили их одобрение.

«Как отвлечь ребенка от гаджетов?» Андрей Курпатов

Врач-психотерапевт Андрей Курпатов отвечает на вопрос «Как отвлечь ребенка от гаджетов?» 

«Отучить – значительно сложнее, чем приучить. Поэтому если вы еще не погрузили своего ребенка в цифровой мир, то, конечно, лучше не экспериментировать и дождаться того времени, когда гаджет не окажет такого вредоносного воздействия на формирование нейронных сетей головного мозга ребенка. В цифрах это.. до трех лет – использование любых экранов противопоказано. 

Если ребенок старше 3 лет, то вы можете постепенно демонстрировать какое-то видео на экранах, желательно, чтобы оно не было интерактивным, не призывало ребенка к какой-либо коммуникации. Телевизор - 15 минут. После 10 лет вы можете постепенно увеличивать это время до получаса в день, час в выходные. Моя рекомендация – до 10 лет максимально выдержать без этого.»

- Что делать если ребенок уже имеет цифровую зависимость?

«Вам предстоит очень непростое дело. Наша задача состоит в том, чтобы, если такая зависимость есть, находить возможность постепенно отучать ребенка от гаджетов и сформировать по этому поводу соответствующую деятельную стратегию. Есть другие способы, например – аудио-передачи или аудио-сказки, могут быть диафильмы с неподвижными картинками, красочные книги. Вот у вас есть замещающий контент. 

И второе для борьбы – это время, которое есть у ребенка свободное. Если вы создадите ситуацию, при которой у ребенка не будет свободного времени, то вы таким образом тоже аккуратно вынимаете его из этого бесконечного цифрового потребления. Это могут быть кружки, секции, встречи с другими детьми. Любое время, которое ребенок может взаимодействовать с гаджетом, замещать на социальное взаимодействие. 

И третье, что вы должны делать, это формировать и демонстрировать собственные отношения к гаджетам. Т.е. вам самим нужен будет цифровой карантин, который позволить продемонстрировать ребенку модель поведения, в которой живут без гаджетов.»

«Родители, учитывая свое видение настоящего и будущего ребенка, должны просто своей волей вводить ограничения на гаджеты, и чем раньше, тем лучше.» Юлия Гиппенрейтер

Известный психолог Юлия Гиппенрейтер дает совет о том, что не нужно делать, общаясь с ребенком:

«Не заменяйте реальный мир гаджетами! Особенность новых технологий заключается в том, что они дают мгновенную обратную связь. То есть ребенок, выращенный на гаджетах, не привык к тому, что реакция на его действия может быть запоздалой, отложенной.

Еще одна особенность: это взаимодействие физически ограниченное. С гаджетами небольшие манипуляции руками приносят огромный поток информации. В результате они не дают возможности изучать физические законы взаимодействия предметов. 

Когда вы ограничиваете взаимодействие детей с гаджетами, заполняйте освободившееся время активностями, в которых ребенок получит то, что технологии ему не дают.

Подвижные занятия, реальные действия с предметами, эмоциональное общение с мамой и папой – на это стоит обращать особое внимание. Если делиться эмоциями с ребенком, прививать ему вкус к реальному миру, то к моменту, когда он пойдет в школу, лимиты гаджетов будут ему хорошо известны. И он сам не захочет сидеть в телефоне больше получаса.»

- Что делать, если ребенок постоянно сидит в компьютере и телефоне?

«Это вопрос глобальный. Вопрос цивилизации. Что делать с тем, что хлеб стали печь не в русской печке, а покупать в магазине? Идет очень сильная перестройка всей жизни и средств общения.

Что ты хочешь как родитель от своего ребенка? Каких ты придерживаешься идеалов, стандартов его жизни – теперешней и будущей? Наверное, ты хочешь, чтобы он общался с живыми людьми, вел активную социальную жизнь.

Родителю надо определить свою базисную установку для ребенка. Допустимую долю ухода в виртуальный мир. Компьютерные игры – это полностью искусственная жизнь. Общение через социальные сети, хотя более реально, и даже может эмоционально затягивать, однако сильно ограничено. Оно лишено таких важных составляющих, как зрительный контакт, интонации голоса, чисто физические прикосновения, жесты. 

Родители, учитывая свое видение настоящего и будущего ребенка, должны просто своей волей вводить ограничения на гаджеты, и чем раньше, тем лучше. Мы знаем, что шоколад – это вкусно, хорошо и вполне допустимо, но одним шоколадом кормить ребенка никто не будет, как бы тот в данный момент этого ни хотел. 

Надо стараться использовать компьютер максимально конструктивно, например, не застревать на мультиках и играх, а знакомить ребенка с образовательным потенциалом Всемирной сети. Ребенку будет интересно узнать перевод или толкование каких-то слов, посмотреть образовательные фильмы, обучающие программы – все это очень важно.

Известный врач, педагог и создатель собственной системы воспитания Мария Монтессори говорила, что на родителе и учителе лежит важнейшая функция – обогащать среду. Обогащенная среда – это игрушки, книги, сказки, мифы, в конце концов, ресурсные люди, от которых можно многое узнать и почерпнуть. 

«Ребенок должен в полной мере познать основы жизни» Евгений Комаровский

«По глубокому убеждению Евгения Комаровского, для начала ребенок должен в полной мере познать основы жизни. К примеру, если взять упавший в реку мяч. Ребенок видящий ситуацию воочию понимает, что мяч не тонет, а просто будет унесен течением. Когда же малыш видит ситуацию на экране, ему сложно понять куда же делся мяч. 

Несмотря на то, что техника облегчает родительскую жизнь, она приносит немалый вред здоровью ребенка. Одно из самых распространенных последствий - близорукость. Проблемы со зрением - не единственные, так сидячий образ жизни, неправильное статичное положение рук и спины ведет к повреждению шейного и грудного отделов позвоночника. Чрезмерное увлечение гаджетами приводит также к психологическим проблемам. Дети все больше погружаются в виртуальный мир и не нуждаются в живом общении, что в будущем может негативно сказаться на их социализации. Маленький ребенок в период формирования двигательной системы, роста основных органов, адаптации сосудистой системы к постоянно меняющейся физической активности не должен "прилипать" к мерцающему экрану, уверен доктор Комаровский. Детям старшего возраста полностью запрещать пользоваться гаджетами нельзя, необходимо научить их чувству меры.»

«Слежка за детьми - обычное и необходимое дело» Ирина Скоробогатова

Психолог Ирина Скоробогатова считает, что слежка за детьми - обычное и необходимое дело.

«Надо проверять не только какой контент использует ребенок, но и что он делает в социальных сетях», - считает эксперт.