В мире был известен не только советский балет, а прежде всего русский. Тот, что был до Революции 1917 года.
И тогда наши артисты балета имели мировую славу, им аплодировал весь мир.
Если спросить «Кто был известной артисткой балета в дореволюционной России?». Первый ответ будет Анна Павлова, потом Матильда Кшесинская.
На счет Кшесинской - здесь сыграли свою роль не только сценические данные и признанный талант Матильды, сколько её личная жизнь. Об Анне Павловой я рассказывала в статье.
Но оставим это, разговор сейчас не о них. В Российском театре были и другие звезды!
Если вы бывали в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, то вам наверняка знакомо имя Мариуса Петипа – это французский и российский солист балета, балетмейстер, много сделавший для становления русского балета.
Интересная и талантливая личность! Женат он был на прима-балерине Марии Суровщиковой.
В этой балетной семье родилась девочка Мария. Вот о ней-то пойдет сейчас речь.
Мария начала учиться классическому танцу у своих родителей, детство за кулисами, атмосфера театра, искусство. Не сложно догадаться, что свое будущее она связала именно с балетом.
Предвижу возгласы, что при таких родителях ей была обеспечена слава и признание. Может быть, но если бы она не была так талантлива, никакая помощь близких ничего бы не стоила.
Когда Марии исполнилось 12 лет её родители развелись. Мать стала драматической актрисой Александринского театра, а отец главным балетмейстером петербургской балетной группы, выступавшей в Мариинском театре.
В возрасте 18 лет Мария была принята в балетную группу императорского театра. Свою карьеру она начинала как классическая солистка.
Но со временем стало понятно, что главный её «конек» - это амплуа характерной танцовщицы.
Она танцевала руками и «стреляла» глазами - веселая, артистичная и красивая. Её самые успешные танцы - венгерские, испанские, цыганские. Темперамент!
Личная жизнь Марии
Она была гражданской женой танцовщика Сергея Легата, младше её на 18 лет.
Семейная жизнь закончилась внезапно в 1905 году. Сергей покончил жизнь самoубийством.
По одной из причин он должен был снять подпись под петицией и подписать другой документ, который был против его друзей революционеров.
Второй причиной, которая является неподтвержденной - это сложные отношения с Марией.
В молодости у неё была масса поклонников – учитывая её успех на сцене и красоту, это понятно.
После романа с Д.Ф. Треповым, сыном петербургского градоначальника, у Марии родился сын. Его признал своим ребенком флигель-адъютант царя Х. П. фон Дерфельден.
Они с Марией тайно обвенчались заграницей.
Эта связь балерины стала темой для бульварного романа, который напечатали в «Петербургской газете». Это был не единственный роман Марии.
В 1907 году она оставляет сцену. Ей назначили хорошую пенсию, она купила себе большой особняк.
В 1909 году вышла замуж за Павла Жингара, который был моложе её на 19 лет. Венчалась пара в Париже.
Революция, 1917 год.
На тот момент Марии было уже 60 лет. Дом конфискован, пенсии лишили. Какое-то время она работала в Институте музыкального просвещения, но лишилась и этой работы.
В 1924 году она обращается в Дирекцию государственных театров с просьбой о назначении ей пенсии, жить ей было не на что.
Не дождавшись ответа, решает в 1928 году покинуть Россию.
По воспоминаниям соотечественников, русских в эмиграции, она жила в Париже одиноко и очень скромно. О ней не вспоминали в эмиграции.
Только после её смерти в 1930 году, «после двух ударов паралича и буйного помешательства», все газеты начали публиковать некрологи о её смерти, вспоминая заслуги Марии Петипа.
Фотографии из интернета