Найти тему
Софья@ПетербургиЯ

Забытые артистки балета Императорского Мариинского театра

В мире был известен не только советский балет, а прежде всего русский. Тот, что был до Революции 1917 года.

И тогда наши артисты балета имели мировую славу, им аплодировал весь мир.

Если спросить «Кто был известной артисткой балета в дореволюционной России?». Первый ответ будет Анна Павлова, потом Матильда Кшесинская.

На счет Кшесинской - здесь сыграли свою роль не только сценические данные и признанный талант Матильды, сколько её личная жизнь. Об Анне Павловой я рассказывала в статье.

Но оставим это, разговор сейчас не о них. В Российском театре были и другие звезды!

Если вы бывали в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, то вам наверняка знакомо имя Мариуса Петипа – это французский и российский солист балета, балетмейстер, много сделавший для становления русского балета.

Интересная и талантливая личность! Женат он был на прима-балерине Марии Суровщиковой.

В этой балетной семье родилась девочка Мария. Вот о ней-то пойдет сейчас речь.

Мария начала учиться классическому танцу у своих родителей, детство за кулисами, атмосфера театра, искусство. Не сложно догадаться, что свое будущее она связала именно с балетом.

Предвижу возгласы, что при таких родителях ей была обеспечена слава и признание. Может быть, но если бы она не была так талантлива, никакая помощь близких ничего бы не стоила.

-2

Когда Марии исполнилось 12 лет её родители развелись. Мать стала драматической актрисой Александринского театра, а отец главным балетмейстером петербургской балетной группы, выступавшей в Мариинском театре.

-3
-4

В возрасте 18 лет Мария была принята в балетную группу императорского театра. Свою карьеру она начинала как классическая солистка.

Но со временем стало понятно, что главный её «конек» - это амплуа характерной танцовщицы.

Она танцевала руками и «стреляла» глазами - веселая, артистичная и красивая. Её самые успешные танцы - венгерские, испанские, цыганские. Темперамент!

-5

Личная жизнь Марии

Она была гражданской женой танцовщика Сергея Легата, младше её на 18 лет.

Семейная жизнь закончилась внезапно в 1905 году. Сергей покончил жизнь самoубийством.

По одной из причин он должен был снять подпись под петицией и подписать другой документ, который был против его друзей революционеров.

Второй причиной, которая является неподтвержденной - это сложные отношения с Марией.

-6

В молодости у неё была масса поклонников – учитывая её успех на сцене и красоту, это понятно.

После романа с Д.Ф. Треповым, сыном петербургского градоначальника, у Марии родился сын. Его признал своим ребенком флигель-адъютант царя Х. П. фон Дерфельден.

Они с Марией тайно обвенчались заграницей.

Эта связь балерины стала темой для бульварного романа, который напечатали в «Петербургской газете». Это был не единственный роман Марии.

-7

В 1907 году она оставляет сцену. Ей назначили хорошую пенсию, она купила себе большой особняк.

В 1909 году вышла замуж за Павла Жингара, который был моложе её на 19 лет. Венчалась пара в Париже.

Революция, 1917 год.

На тот момент Марии было уже 60 лет. Дом конфискован, пенсии лишили. Какое-то время она работала в Институте музыкального просвещения, но лишилась и этой работы.

В 1924 году она обращается в Дирекцию государственных театров с просьбой о назначении ей пенсии, жить ей было не на что.

Не дождавшись ответа, решает в 1928 году покинуть Россию.

По воспоминаниям соотечественников, русских в эмиграции, она жила в Париже одиноко и очень скромно. О ней не вспоминали в эмиграции.

Только после её смерти в 1930 году, «после двух ударов паралича и буйного помешательства», все газеты начали публиковать некрологи о её смерти, вспоминая заслуги Марии Петипа.

-8

Фотографии из интернета