В нашем мозгу образуются миллионы нейронных связей.
Как только совершаем новое действие, то и новая нейронная связь появляется, связывая между собой действия, объекты. Если повторяем действие несколько раз, то связь становится крепче и закрепляется шаблон поведения: "Если случилось это - делай это”
Представьте себе новенький мозг малыша. Идет день за днем, и в малюсенькую головку потихоньку загружаются различные способы реагирования, привычки, шаблоны поведения.
К примеру, встречает ребенок собаку, пугается её и удирает со всех ног и прячется за маму.
В мозгу записалось: собака-опасность, нужно удирать.
Если мама каждый раз при встрече с собакой будет говорить: "ААААА, собака, убегай, убегай!", то привычка реагировать на любых собак бегством закрепится.
Но если мама скажет: "Смотри какая собачка, погладь ее". Ребенок понимает и другое: "О, собак можно гладить".
Потом показывает, что собак можно дрессировать, и она будет слушаться.
Потом почитает книгу про собак-спасателей, про собак - верных друзей. Расскажет, чем отличаются собаки, как реагировать на опасных собак: при виде большой можно встать и не двигаться, на маленькую можно зарычать и т.д.
То есть у ребенка уже создается банк готовых решений по поводу собак. И он уже может выбирать правильный вариант при разных обстоятельствах.
Так, а причем здесь чтение?
Мы не можем рассказать ребенку обо всем, потому что в большинстве ситуаций мы не бывали сами. И наш банк готовых решений не настолько богат. Мы сами порой реагируем по одному шаблону.
А вот в книгах заложен опыт многих, многих людей.
И так как мышление у детей образное, они проживают услышанные истории так, как это бы происходило с ними. И получают настолько обширный каталог действий, насколько много вы читаете книг.
Например, над ребенком посмеялись в школе, а он обиделся. Закрепление этого шаблона опасно. Он может полжизни провести в обидах, бояться общения- а вдруг посмеются. Или обижаться на друзей из-за безобидной шутки.
Найдите ситуации в книгах, которые описывают эту ситуацию. Одному палец в рот не клади, он ответит еще похлеще (а для этого нужно иметь словарный запас, начитанность ту же). Другой рассмеется со всеми. Третий не обратит внимания, как в басне "Слон и Моська", слон и не заметил маленькую собачку.
Читая книги, мы общаемся с огромным количеством людей, проживаем их опыт и создаем банк решений. И жизнь становится более легкой, более управляемой.
Только обязательно обсуждайте книги, напоминайте: “Ты помнишь как герой повел себя в такой же ситуации? Помнишь, что он сделал?"
Но есть еще причины, чтобы приучать детей читать больше. Читайте статью:
Почему важно, чтобы дети читали. Причина историческая