Железный дороги стали привычной частью западноевропейской жизни в 1840-е годы, и не было еще плотного покрытия всех регионов мира железнодорожной сетью, как железные дороги уже начали применять в военном деле. Первооткрывателями в этой области стали американцы, точнее – войска Севера, когда в 1861 году заняли оборону против южан вдоль железной дороги. Идея была в том, чтобы создать специальные поезда из нескольких вагонов, обшитые листами железа и с легкой артиллерией внутри. Эти поезда планировалось оперативно перебрасывать с одного участка фронта на другой, туда, где нужно усиленная огневая поддержка. Причем – самое главное – не разгружать орудия и не развертывать их в боевой порядок, а вести огонь по врагу прямо из вагонов! Автором идеи был командир 19-го Иллинойского полка Иван Турчанинов (как донской казак стал полковником американской армии – повод для отдельной статьи). Как показали дальнейшие события, эта идея полностью себя оправдала.
Эта идея была известна в Европе, но к ней отнеслись как к военной смекалке, а не как к принципиально новому вооружению. Слишком уж бронепоезд зависит от рельс. Поэтому к 1914 году в мире насчитывалось не более 30 бронепоездов, большинство из которых было передвижными штабами. И тут началась Первая Мировая война.
ЗОЛОТОЙ ВЕК БРОНЕПОЕЗДА.
За два года до того, как на поле боя появился первый танк, бронепоезда показали себя с самой лучшей стороны как при наступлении, так и при обороне – как следствие, все участники войны начали спешно их строить. За 1914-1917 только в России было построено 15(!) новых бронепоездов. В Германии и Франции тоже строились бронепоезда – но это были скорее передвижной лафет для тяжелого оружия. Русские же бронепоезда представляли собой ощетинившегося со всех сторон пулеметами и артиллерией бронированного зверя.
Какое бы большое значение бронепоезда не имели в Первой Мировой войне, их Золотой век наступил во время Гражданской войны в России. В условиях огромной территории и отсутствия линии фронта как таковой, особенно важным становился контроль над железнодорожным полотном. Именно поэтому противоборствующие стороны стремились завладеть бронепоездами друг у друга, обшивали броней гражданские паровозы и вагоны. Обе стороны при планировании наступательных операций учитывали конфигурацию железнодорожных путей. Во время войны на Дальнем Востоке советские бронепоезда были неотъемлемой частью любой наступательной операции – они совмещали в себе и самоходную артиллерию, и средство для десантирования пехоты и военный госпиталь.
ЗАКАТ.
После победы в Гражданской войне руководство РККА продолжало любить данный вид вид вооружения – разрабатывались новые модели, усиливалось вооружение. Бронепоезда, бывшие на вооружении к 1941 году (всего 50, из них 13 – тяжелых) представляли собой настоящие железнодорожные цитадели, которые - так же, как и в Гражданской войне – должны были сыграть если и не решающую, то довольно значимую роль будущей войне.
Собственно так оно и оказалось. Если немцы использовали бронепоезда главным образом для борьбы с партизанами, то советское командование часто применяло их на переднем крае фронта. На поездах устанавливались системы реактивного огня «Катюша», реактивные минометы, были специальные бронепоезда ПВО, которые неизменно сопровождали особо важные грузы. К концу войны, в РККА насчитывалось свыше 200 бронепоездов различных типов. Однако в 1950-х годов бронепоезда либо начинают занимать место на постаментах, либо отправляются на переплавку. Развитие новых образцов артиллерии и – особенно – авиации, сделало их применение бессмысленным. Слишком велика зависимость бронепоезда от железнодорожного полотна, слишком хорошую мишень они представляли для нового поколения танков. Но хотя данный род войск не просуществовал и века, все же бронепоезда внесли значимый и весомый вклад в развитие военной мысли и техники.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ И СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ!