Сейчас больше всех «испуганными» кажутся китайцы, которым вообще чуждо ощущение линейного времени и перемен, ставшими для них настоящим проклятьем. Но жить в эту эпоху и терпеть «вот это вот всё» вокруг себя приходится, выстраивая благополучие на хрупком фундаменте европейских иллюзий о технологическом всемогуществе.
Дешевый китаец из четвертого промышленного уклада (нефть) все-таки начал проигрывать дорогому роботу из уклада шестого (знания), к тому же эмиссионные методы стимулирования ограничены уменьшающимся профицитом внешней торговли. Вот и понатыкали камер видеонаблюдения в Пекине и вокруг по разным оценкам от 200 до 400 миллионов штук, объединенных в единую систему обмена информацией – олицетворение экономики новых возможностей.
Составляем картографию перемещения «персонажа», к которой добавляем его «духовный образ» в виде поисковой выдачи всевозможных агрегаторов, плюс материальные интересы на основании покупок.
В Китае 25% объема розничной торговли осуществляется online. Это позволяет уже сейчас оценить, взвесить потребности человека и постепенно перейти к их прямому регулированию через систему социального рейтинга. Например, жителям Синьцзян-Уйгурского автономного округа для перехода из одного квартала в столице округа (г.Урумчи) нужно пройти идентификацию по сетчатке глаза. Значит могут и не пустить. Скрываешься от алиментов или должник – тебе не продадут билет на поезд или самолет.
Следующий шаг – запрет на покупку товаров каждодневного потребления, как средство сдерживания неуёмных амбиций растущего организма в возрасте от 10 до 50 лет. Элементы премирования, правда, пока не доработаны – перевёл старушку через дорогу или сдал кровь как донор, получи игровые +100 «health» или «mana».
В таких условиях тайна появления денег перестаёт быть тайной, потому что деньги ставшие «свободными» (нем., Freigeld) теряют смысл – их может создать в виде токенов любая распределительная сеть или по-современному «платформенное решение» вроде “Alibaba”.
«Настоящим богатством» становится способность получать и пользоваться возможностями, которые тебе даруют не цифры на счете, а та организация (система), которая хранит информацию об этих цифрах. Кто-то нажал кнопку и «крестьяне побежали за зерном для воинов», а где-то в бухгалтерских файликах добавились баллы на карте «Пятерочка» или “Americanexpress”.
Самое чудесное в этой ситуации то, что тайну денег теперь знает каждый более менее образованный человек, то есть представитель middleclass, который вовсе не хочет тонуть вместе с мировой экономикой или остаться в лодке «под парусом надежды» с мобилкой в руках и дошираком в желудке.
Даже если предположить, вслед за Андреем Девятовым, что после глобального краха восстановление доверия к финансовой системе произойдет только на основании «вечных ценностей» измеряемых по весу – редкоземельные металлы и специи (читай «золото» и «наркотики»), то давайте рационально прикинем: Сколько граждан имеют экономико-правовую возможность безопасно оперировать этими уже «почти не товарами»?
И смогут ли они их удержать, после того, как примут очередной Указ № 6102? Этим “Order” Рузвельт в либеральнейших и демократичнейших США конфисковал у населения все золото вплоть до ювелирных изделий. Потому что каждый «эффективный менеджер», будь он американский или китайский, знает, что «наказывать» гораздо проще.