Митя, похоже, окончательно поселился на работе. Компанию ему составил Витя, и они вдвоем корпели в эти долгие выходные над экспериментами с виртуальными насекомыми.
- Эх, добраться бы до их внутренностей, - вздыхал иногда Митя, - а еще бы генетика и биолога нам...
Но увы, о внутреннем устройстве своих подопечных Митя мог только догадываться - компьютерная модель большей частью описывала только паттерны взаимодействия "насекомых" с внешним миром. Все, чем Митя управлял - это поведением отдельных особей через коллективный интеллект колонии. Целью этого управления было эффективное решение задачи размножения, управления ресурсами и строительства подземных помещений. Поначалу это были только тоннели, соединяющие разные локации, но со временем конфигурации усложнились - некоторые из них оказались невозможными - не выдерживали внутренних напряжений и рушились, другие оказывались устойчивыми только при определенной комбинации внешних факторов, о чем Митя подробно отчитывался перед Конторой.
Несколько раз Митя пытался разобраться в устройстве кремниевых "насекомых" используя селекцию - это были любопытные, но очень длительные и почти безрезультатные эксперименты. Хотя отдельные из них были небесполезны и завершились созданием более эффективных существ.
Вопрос Кати про возможность управления гравитацией натолкнул Митю на идею нового эксперимента.
Прежде он не особо задумывался над природой левитации "пчел". Электростатика, магнитная левитация, реактивное движение - единственное, в чем был уверен Митя, у "пчел" не было крыльев или каких-либо других движущихся частей, способных создавать подъемную силу. Для более весомых предположений компьютерная модель не давала достаточно данных. Теперь же он был практически уверен, что в основе механизма полета "пчел" лежала антигравитация. Изучив теоретические исследования последних лет, Митя пришел к выводу, что источником антигравитации может быть антивещество. Вопрос о том, каким образом оно возникает и как стабилизируется в столь малом объеме тела "пчелы", Митя отнес к умозрительным - этого вытянуть из модели было невозможно. А вот выполнить практическую проверку - тут было над чем подумать.
Как и большинство живых существ, Митины "насекомые" не были бессмертными. Срок жизни одной пчелы составлял в модельном времени примерно 20 минут. Правильнее было бы конечно говорить о видимом сроке жизни, поскольку спустя какое-то время "пчела" переставала покидать улей, или Фабрику, как стал называл это образование Митя, прочитав на досуге "Осиную фабрику" Иэна Бэнкса. Возможно, там она переключалась на другую форму деятельности, но наружу больше не вылетала, отследить или управлять такой особью Митя уже не мог.
С другой стороны, отдельные инциденты, а их предотвращение одно время стало для Мити серьезной проблемой, наводили на мысль о том, что внутри "пчелы" есть локальный источник (в отличие от "муравьев", получавших энергию извне) большой потенциальной энергии - взрыв пчелы, попавшей в жвалы муравья, мог нанести колонии катастрофические повреждения. Если внутри пчелы были частицы антиматерии, главный вопрос состоял в том, останутся ли они стабильными после ее смерти. Вот это и собирался нынче проверить Митя.
Обычно, колония формировалась по следующей схеме: один или несколько "муравьев" прогрызали себе путь в твердой породе - базальте или граните - до места строительства новой колонии и, параллельно, размножались делением. Деление требовало много времени и ресурсов, поэтому, в зависимости от расстояния до будущей колонии, Митин алгоритм подбирал оптимальное количество делений с учетом необходимости разведки породы, минимального числа муравьев для строительства фабрики и множества других параметров в системе управления временем/эффективностью/стабильностью развития колонии. Достигнув заданного места, "муравьи" начинали формировать купол и, параллельно, строить в центре фабрику. Поскольку "пауки" и "пчелы" производились только на фабрике, до окончания ее строительства "муравьи" выбирали породы по фрактальной схеме, мелкими туннелями, чтобы не допустить осадки пород.
По запуску фабрики пространство вокруг нее очищалось от породы по радиусу и, в результате, она оказывалась в центре полой сферы на верху укрепленной колонны.
На последнем этапе Митя хотел укрепить у основания фабрики тела пчел. Срыв колонну, он надеялся подвесить фабрику в воздухе, а потом и перемещать ее в пространстве. Основной вопрос был в том, как долго будут оставаться стабильными и управляемыми пчелы и смогут ли они создать достаточную подъемную силу.
Кроме спортивного интереса проверки антигравитационной гипотезы, у Мити была и практическая цель - левитация фабрики могла серьезно оптимизировать строительство помещений сложной конфигурации.
Витя пока только знакомился с принципами функционирования колоний, но уже вполне мог программировать поведение обитателей. Поэтому, поручив напарнику все текущие работы, Митя вплотную занялся своим новым экспериментом.
Содержание | Претендент | Рост колонии | Продолжить ряд | Особняк