Найти в Дзене

Эспланада

Оглавление

СИНГАПУР, МАРИНА-БЭЙ

Эспланада - архитектурная достопримечательность Сингапура
Эспланада - архитектурная достопримечательность Сингапура

Театральный комплекс Эспланада, создававшийся англо-сингапурским коллективом архитекторов в расчете на то, чтобы стать одном из лучших в мире сооружений такого рода, является главным культурным центром Сингапура. Здание, открывшееся в 2002 г., состоит из пяти сценических площадок, включая концертный зал на 1.800 зрительских мест и театр, рассчитанный на двухтысячную аудиторию. Однако самой броской чертой здания является крыша со странной текстурой, из-за сходства которой с экзотическим фруктом вся постройка получила у местной публики прозвище «Дуриан».

Театральный комплекс Эспланада в Сингапуре получил забавное прозвище «Дуриан» за внешнее сходство с этим экзотическим фруктом
Театральный комплекс Эспланада в Сингапуре получил забавное прозвище «Дуриан» за внешнее сходство с этим экзотическим фруктом
Правда похож на дуриан?!
Правда похож на дуриан?!

Сооружение, спроектированное британской фирмой Майкл Уилфорд и партнеры вместе с сингапурской Ди Пи Архитектс, состоит из пары сложных оболочек, которые закрывают находящиеся внутри сценические площадки. По сути, Эспланада – это комплекс зданий внутри зданий, в котором купола служат защитой от непогоды и звукоизолирующей оболочкой для расположенных под ними театральных построек.

Инновации

Такой подход, довольно простой с концептуальной точки зрения, оказался очень трудно реализуем на практике. Архитекторы хотели, чтобы люди, находящиеся под куполами, могли видеть то, что происходит снаружи, а прохожие на улице – соответственно, заглянуть внутрь. Однако возведение стеклянных оболочек оказалось бы крайне непрактичным делом. Сингапур расположен на широте, близкой к экватору, и под лучами жаркого солнца стеклянные конструкции нагревались бы очень быстро. Поэтому разработчики решили покрыть стеклянные оболочки металлической «кожей». Эта обшивка составлена из тысяч затеняющих приспособлений, установленных под таким углом, чтобы солнечные лучи не попадали вглубь интерьера, и в то же время, из-под купола можно было обозревать окрестности. Выбору такой дизайнерской тактики немало способствовало географическое положение Сингапура – вблизи экватора положение солнца на небе в течение года меняется меньше, чем на более высоких широтах, и здесь нет нужды приспосабливаться к различному, в зависимости от сезона, направлению солнечных лучей. Поэтому можно закрепить солнцезащитные козырьки в одном положении и не ломать голову над подвижными системами. Затенение достаточно регулировать в зависимости от высоты солнца над горизонтом, низко стоящего на рассвете и высоко – в полдень.

Козырьки на внешней стороне куполов создают «отфильтрованный» вид окрестностей здания. Посетители театра чувствуют себя комфортно – не как в аквариуме и, в тоже время, не в изоляции от внешнего мира
Козырьки на внешней стороне куполов создают «отфильтрованный» вид окрестностей здания. Посетители театра чувствуют себя комфортно – не как в аквариуме и, в тоже время, не в изоляции от внешнего мира

Компьютерное моделирование

Еще одна трудность заключалась в том, что два «купола» не одинаковы. По сути, это очень сложные конструкции, которые «обернуты» вокруг театральных построек (тоже отличающихся друг от друга по форме и размерам) на минимально возможном расстоянии от них. Чтобы смоделировать варианты конструкции куполов и принять окончательное решение, архитекторы и конструкторы использовали компьютерные технологии, чаще применяемые при проектировании судов и автомобилей. Используя рациональную совокупность неоднородных сложнопрофильных кривых, проектировщики сотворили совершенно уникальную конструкцию, которую невозможно получить из более традиционных линий, дуг и кривых. Внутри компьютерной модели специалисты из немецкой фирмы МЕРО сконструировали ряды «значений веса» и «контрольных точек», которые позволили им сдвигать и растягивать виртуальные поверхности оболочек, чтобы получить форму, соответствующую требованиям проекта. Созданные МЕРО компьютерные модели в итоге получились очень большими, с тысячами точек и линий, сложившихся в так называемую «ромбическую решетку».

Два главных купола скрывают располагающиеся под ними культурные сооружения
Два главных купола скрывают располагающиеся под ними культурные сооружения

Затраченные усилия оправдали себя – модели позволили команде разработчиков точно рассчитать расположение, размер и ориентацию затеняющих элементов. А также сделать шаблоны для их изготовления. Более того, компьютерные разработки привели к определенной рационализации проекта. В Большом дворе Британского музея каждый треугольный элемент стеклянной крыши является уникальным по форме, а для изготовления затеняющих элементов, покрывающих сложнейшие купола Эспланады, потребовалось всего 25 шаблонов. Каждый алюминиевый «тент» состоит из ромба, согнутого вдоль короткой диагонали и образующего «треугольную пирамиду».

План расположения основных объемов внутри культурного комплекса Эспланада
План расположения основных объемов внутри культурного комплекса Эспланада

Акустика

Механика сценических площадок столь же сложна, как и внешняя оболочка культурного центра. Ключевым моментом в требованиях заказчика была возможность использования здания для разнообразных музыкальных представлений, как в западном, так и в восточном стиле. Поэтому акустические характеристики залов должны были обладать определенной гибкостью, чтобы слушатели могли полностью оценить звук и солирующей скрипки, и группы ударных. С точки зрения акустики особенно хорошо оборудован концертный зал. Над сценой расположены три регулируемых акустических навеса, позволяющих менять степень поглощения и отражения звука в зависимости от исполняемой музыки.

Акустическая и осветительная системы внутри Эспланады столь же сложны с технической точки зрения, как и внешняя оболочка здания. Регулируемые акустические механизмы позволяют ставить самые разнообразные по характеру музыкальные представления
Акустическая и осветительная системы внутри Эспланады столь же сложны с технической точки зрения, как и внешняя оболочка здания. Регулируемые акустические механизмы позволяют ставить самые разнообразные по характеру музыкальные представления

Театральный комплекс Эспланада стал важным дополнением к архитектурному облику Сингапура.

Стоимость строительства театрального комплекса

По данным исследовательской компании Simple Analytics, строительство комплекса обошлось в 600 млн сингапурских долларов.

Эспланада: интересные факты

1) Строительство сингапурской Эспланады было запланировано в 1980-х гг. Проекты были представлены публике в 1994 г. Официальное открытие комплекса состоялось 12 октября 2002 г.

2) Строительство комплекса обошлось в 600 млн сингапурских долларов.

3) Эспланада состоит из пяти сценических площадок: Концертного зала на 1.800 зрительских мест, Оперного театра на 2.000 мест, Среднего театра на 850 мест, «Гибкого» театра на 450 мест и Опытной студии на 250 мест.

4) Целиком постройка занимает площадь в 80.500 кв. м.

5) Над проектом работала интернациональная команда, включавшая фирмы Ди Пи Архитектс (Сингапур), Майкл Уилфорд и партнеры (Великобритания), консультантов по акустике из Артек Консалтантс (США) специалистов по облицовке из фирмы Ателье (Германия), фирму МЕРО (Германия) в качестве подрядчика и др.

Благодаря тщательно рассчитанному расположению затеняющих элементов здание не перегревается в тропическом климате, получая при этом необходимое количество дневного света
Благодаря тщательно рассчитанному расположению затеняющих элементов здание не перегревается в тропическом климате, получая при этом необходимое количество дневного света