Найти в Дзене

Как научить ребёнка читать! 3 простых шага!

Оглавление

Многие родители ошибочно полагают, что чтение должно преподаваться обученными педагогами и требует дорогого комплекта фонетики, рабочих листов, алфавитных карточек, специальных книг и других ресурсов. Нет ничего более далекого от правды. Никто не может лучше научить ребёнка читать, чем его родители!

Кто может лучше построить связь между книгами и чувствами любви, тепла и безопасности, чем мама и папа? | Источник http://bukvic.ru
Кто может лучше построить связь между книгами и чувствами любви, тепла и безопасности, чем мама и папа? | Источник http://bukvic.ru
Единственным наиболее важным видом деятельности для накопления знаний, необходимых для возможного успеха в чтении, является чтение вслух детям.
- Джим Трелис, автор "Чтения вслух"

Родители лучше всего обучают своих детей чтению

Никто не может лучше научить ребенка читать, чем его мама и папа. Это потому, что чтение подразумевает нечто большее, чем просто озвучивание слов на странице. В самом сильном смысле чтение является как эмоциональным, так и интеллектуальным делом - переплетение письменного текста с собственным жизненным опытом. Если ребёнку везет, он переживает это как теплое, любящее время, когда он сидит на коленях у мамы и переворачивает страницы, идет в библиотеку с папой, а в субботу утром обнимается с родителями в постели, когда они читают его любимые истории.

Возможно, он слишком мал, чтобы понять, что ему читают, но он поддерживает глубокие связи, которые будут длиться всю жизнь: чтение - это любовь, чтение - это безопасность, чтение - это хорошо. Чтобы научить ребенка читать, родители должны помнить эти 3 простые мантры: 1) Начните с сердца. 2) Развитие фонологического сознания 3) Понимание - это ключ, который превращает звучание в чтение.

Обучение ребенка чтению должно начинаться с аффективной сферы, а не с познавательной. | Источник фото https://www.zastavki.com
Обучение ребенка чтению должно начинаться с аффективной сферы, а не с познавательной. | Источник фото https://www.zastavki.com
Есть образовательная пословица: «То, что мы учим детей любить и желать, всегда перевешивает то, что мы заставляем их учить». Дело в том, что некоторые дети учатся читать раньше, чем другие, а некоторые учатся лучше, чем другие. Есть разница. Гости на ужин, которые прибывают на час раньше, лучше, чем те, кто прибывает вовремя? Конечно, нет.
- Джим Трелис, автор "Чтения вслух"

1. Начните с сердца: концепция - 5 лет

Родители младенцев и детей младшего возраста закладывают основу для успеха чтения задолго до того, как возникает необходимость в систематическом обучении. В то время как некоторые мамы и папы соблазняются продуктами, которые утверждают, что способствуют раннему чтению, они должны сопротивляться искушению купить их. Слишком раннее введение формальных инструкций может иметь неприятные последствия. Не нужно заставлять детей воспринимать чтение как необходимую задачу. Чтение должно быть само по себе приятным занятием. Исследования показывают, что дети, которые рано учатся читать, реже читают для удовольствия, когда становятся старше.

Читая своим детям, родители должны сосредоточиться на следующем:

  • Маленькие дети имеют ограниченный опыт, поэтому родители должны опираться на то, что они уже знают. Читать книгу о бабочках ребенку, который никогда не видел бабочку, в значительной степени бессмысленно. Тем не менее, чтение книги о бабочках для ребенка, который провел полдень, наблюдая, как они развеваются по его саду, невероятно мощно.
  • Перед чтением родители должны использовать предварительные знания своих детей, чтобы подготовить их к более глубокому обучению. Например, при чтении Бианки В.В. "Анюткина утка", мать может вспомнить день, когда она и ее дочь пошли в парк кормить уток и спросить: "Что ты помнишь об этих утках?" Перед чтением сказки "Про жука и бульдозер" - Дональда Биссета, папа мог бы вспомнить о том времени, когда он и его сын наблюдали за тяжелой техникой на строительной площадке возле их дома, спрашивая: "Какие машины ты помнишь, чем они занимались?"
  • Многие родители попадают в ловушку чтения своим детям перед сном, когда они устали от долгого дня. Это часто приводит к неудовлетворительным ощущениям как для родителей, так и для детей. Для родителей гораздо лучше выбрать время, когда они чувствуют себя свежими, энергичными и вовлеченными в процесс. Что наиболее важно, им следует сделать чтение теплым и уютным: сидя под тенью дерева, потягивая горячее какао перед теплым огнем или обнимаясь в постели ленивым воскресным утром.
Чем больше вы читаете вслух дома, тем выше развитие вашего ребенка! Самый большой бонус - это объединение. Ничто не сравнится с матерью или папой, один на один, читающим книгу. Жизнь хороша!
- Дженни Фицки, учительница дошкольных учреждений более 30 лет
Родители должны учить фонологическому сознанию органично: читать стихи, слушать детскую музыку и играть в игры. Они должны придумывать рифмы в течение дня: "Что за славная игрушка Эта чудо-погремушка," | Источник фото http://www.vse-sekrety.com
Родители должны учить фонологическому сознанию органично: читать стихи, слушать детскую музыку и играть в игры. Они должны придумывать рифмы в течение дня: "Что за славная игрушка Эта чудо-погремушка," | Источник фото http://www.vse-sekrety.com

2. Фонологическая осведомленность в возрасте 3-7 лет

Исследования показывают, что дети со слабой фонологической осведомленностью становятся слабыми читателями. Родители могут почти гарантировать, что их дети станут опытными читателями, начав с фонологического осознания. Они должны забыть про карточки, рабочие тетради и дорогие наборы, и просто делать чтение забавным, легким и простым. Фонологическое сознание - это рифмы со словами, превращение в игру изучение магии языка. Нет необходимости, чтобы родители садили своих детей и давали формальные уроки. Вместо этого, родители должны учить этому в течение дня весело и органично.

  • Проявите творческий подход с рифмованными словами. Родители должны разговаривать со своими детьми, используя рифмующиеся слова.
  • Читайте детские стишки, которые легко рифмуются.
  • Играть в словесные игры в машине. Придумайте как можно больше слов, начинающихся с "М": мускул, машина, мясо. Придумайте как можно больше слов, которые рифмуются с машина: калина, малина и т.д.
  • Играть в "Я шпион". В очереди у кабинета врача или сидя за обеденным столом, поиграйте в игру "Я шпион" - "Я шпионил маленьким глазом, за чем-то коричневым и начинается это слово со звука "б" (башмак)". "Я смотрю своим глазом на что-то зеленое и начинается это слово со звука "л"" (лист).
  • Слушать детскую музыку, которая рифмуется в машине или дома. Это один из самых простых способов привить фонологическую осведомленность у детей.

Что такое фонологическая осведомленность?

Фонологическая осведомленность у детей младшего возраста является основой для раннего чтения. Она включает в себя способность слышать и манипулировать звуками, слогами и словами. Она включает в себя такие навыки, как распознавание рифмы слов, определение количества слогов в слове и определение слов с одинаковыми начальными звуками, такими как "кошка" и "корова". Когда дети развивают фонологическую осведомленность, они видят закономерности среди слов и используют эти знания для чтения.

Установление связи между собственной жизнью и тем, что вы читаете, - создаёт магию книг. Чтение - это поиск смысла | Источник фото https://media.canal3.md
Установление связи между собственной жизнью и тем, что вы читаете, - создаёт магию книг. Чтение - это поиск смысла | Источник фото https://media.canal3.md

3. Понимание - ключ, который превращает звучание в чтение: возраст 4-8

Родителей и учителей часто очень впечатляют дети, у которых есть навыки озвучивания слов. Но, конечно, чтение подразумевает гораздо больше, чем просто озвучивание слов на странице; это также включает понимание, которое является более сложным и трудным для обучения. Чтобы успешно понимать, дети должны не только должны иметь хорошие навыки озвучивания, они должны бегло читать и находить смысл в печатном тексте. Еще раз, когда речь идет о преподавании понимания, родители лучше всего подходят для этой задачи.

Чтобы сделать содержательные связи с печатным словом, детям нужен богатый и разнообразный жизненный опыт. Ребенок, который никогда не отклонялся от центра города, не получит многого от истории о фермерской жизни. Ребенок, который никогда не посещал океанариум, не будет иметь фона, необходимого для понимания текста о морской жизни. Мамы и папы могут улучшить понимание, помня мантру: понимание - это ключ, который превращает звучание в чтение. Вместе они могут заниматься следующими видами деятельности .

  • Читаем сами. Родители, которые читают и для удовольствия, и для знания, являются мощным примером для подражания для своих детей. Мамы и папы, которые хотят больше узнать о теме - будь то садоводство или породы собак - и пойти в библиотеку, чтобы найти эти книги, учат своих детей ценности чтения.
  • Делать прогнозы . Читая ребенку, родители должны попросить их сделать предсказания о том, что будет дальше в истории. Они должны начать с обложки и спросить: "Как ты думаешь, о чем эта книга?". Это вовлекает детей в сюжет, предупреждает о сюжете и улучшает понимание.
  • Свяжите историю с опытом ребенка . Родитель должен направлять ребенка в создании значимых связей. Например, читая "Златовласку" и "Три медведя" , один из родителей может спросить: "Как бы ты себя чувствовал, если бы кто-нибудь вошел в наш дом и сел на твой стул и сломал его?»
  • Всегда следуйте истории с обсуждением или деятельностью. Исследования показывают, что понимание значительно возрастает, когда за чтением следует обсуждение книги или выполнение задания. Родители могут спросить: "Кто был твоим любимым персонажем в этой сказке и почему?". Они могут попросить своего ребенка нарисовать альтернативное окончание или помочь написать историю с похожим сюжетом или темой.

Что такое понимание?

Понимание - это способность понимать и интерпретировать прочитанное. Чтобы ребенок мог понять прочитанное, он должен не только расшифровать текст; он также должна установить значимые связи между тем, что он прочитала, и тем, что он уже знает. Он также должен быть в состоянии глубоко задуматься о том, что прочитал.

Помня об этих правилах, родители имеют всё что им нужно, чтобы превратить детей в опытных читателей, которые любят книги и будут обращаться к ним и за удовольствием, и за знаниями.