«Вы за счастьем? Тогда давайте обниматься!» - так встречали на входе в технопарк «Сколково». Аниматоры в костюмах колунов с порога задавали нужную тональность мероприятию, которое здесь планировалось – форуму «Счастье как бизнес модель». Приятно удивлённые, участники от стойки регистрации следовали дальше, в этот день им предстояло многое узнать о счастье. Спикеры подавали его под разным соусом – на одном блюде красовалось внутреннее состояние счастья, на другом – счастье как движущая сила в бизнесе, на третьем – «счастливая» среда, оказывающая благотворное влияние на чувства людей.
Тех, кто пришёл за счастьем было видно издалека, благодаря оранжевым и жёлтым деталям гардероба - таким было условие участия в форуме. Вся эта яркая группа людей кочевала из одной аудитории в другую, поскольку форум проходил по секциям. Спикеры из разных городов - бизнесмены, госслужащие, психологи, архитекторы, коучи, преподаватели вузов проводили мастер-классы, дискуссии, игры, тренинги. Они брались за счастье с разных сторон, вскрывали его, препарировали, чтобы докопаться до сути - что же, все-таки значит быть счастливым и как этого добиться? Корреспондент «Призыва» побывал на мероприятии и собрал полезную информацию, услышанную от экспертов. Публикуем первую часть материала.
Кризис откроет путь к новому себе?
На одной из дискуссионных панелей спикеры раскладывали счастье по полочкам, делились собственными рецептами счастья и размышляли о роли государства в достижении этого состояния. Лев Гордон, сооснователь всероссийского «Форума живых городов», эксперт по вопросам городского развития, лидерства, личностного развития рассказал о том, как он и ещё 50 экспертов однажды собрались и провели большую сессию, на которой формировали методику повышения счастья в России.
- Нас интересовало, есть ли ключевой код счастья, который, образно говоря, открывает все двери. Мы пришли к трёхчастной модели счастья, выявили три его уровня, - рассказал Лев Эдуардович. - Первый базовый уровень - счастье потребительское. Оно связано с приобретением материальных вещей. На этом уровне важно соблюдать гармонию.
Тут хочется спросить читателя: а вы радуетесь покупкам? Скорее всего да, во всяком случае, настроение у вас повышается. В рекламе нам обещают, что мы станет намного счастливее, если приобретем вот эти часы, этот парфюм, эту машину. Правда, в реальности все - радости от покупки хватает ненадолго. Чтобы она была перманентной, нужно без конца утолять свой материальный голод, что в наше время вызовет недоумение, ведь потребление должно быть осознанным. Так что хрупкий каркас у этого уровня. Переходим к следующим ступеням.
- Второй уровень — счастье созидания и счастье служения, - отметил Лев Гордон. – Это удовольствие заниматься творчеством, помогать другим. Но самый важный уровень - третий, на нём расположилось безусловное счастье. Внутри каждого из нас есть источник счастья, он не зависит ни от потребления, ни от нашего проявления в мире. Человеку, достигшему третьего уровня, не нужен внешний стимул, чтобы почувствовать себя счастливым, он просто счастлив от того, что живёт.
Это не значит, что одного следует за другим. По мнению спикера, у каждого будет свой порядок перехода на уровень абсолютного счастья. У многих людей этот переход связан с кризисами в жизни, когда они теряют привычную самоидентификацию и открываются чему-то новому. Просто по щелчку нельзя взять и стать абсолютно счастливым. Для этого нужно пройти свой собственный путь, в первую очередь внутренних изменений.
Счастье и EBITDA
В рамках дискуссионной панели другой спикер - Михаил Воронин затронул тему счастья с точки зрения бизнеса. Он рассказал о том, как проводил форум для предпринимателей.
- Один из наших спикеров, говоря свой спич, выдал забавную фразу: «Мы стали для себя считать, как счастье оседает в «ебиде» (EBITDA - это показатель, который служит для оценки прибыльности компании ред.). В рамках нашего диалога с предпринимателями многие управленцы, как минимум, поверили в то, что счастье сотрудников связано с «ебидой». Любому руководителю нужно усвоить, что работники - это люди, а не ресурс, - отметил Михаил.
Во время дискуссии он также поделился собственным рецептом позитивного мироощущения. Счастье, по мнению эксперта, это как похудение: понятно, что надо делать, но мало кто быстро может похудеть.
— Это, конечно, не постоянная вещь, - добавил Михаил. - Я часто шутливо говорю, что мы живем в матрице «я крут - я на дне». Для меня счастье - пиковое состояние. И всего-навсего стараюсь увеличить количество этих пиков - минут, часов. Я осмысленно подхожу к проживаю приятных моментов. У меня есть целый пул вещей, от которых я кайфую – будь то просмотр мультиков с дочкой, вечеринки на двоих с женой, знакомство людей друг с другом, - отметил Воронин.
В диалоге с другими экспертами также участвовал Валерий Бузин, советник министра здравоохранения РФ. По его словам, в зоне ответственности государства создать условия, инфраструктуру, обеспечить общеэкономические показатели - зона ответственности государства, дать рабочие места, обеспечить уровень здоровья - места для занятия спортом, стадионы. Необходимо снизить уровень стресса в городской среде.
Территории, приносящие радость. Какие они?
Подробно о том, как городская среда влияет на чувства людей, обсудили в рамках дискуссионной панели «Как создавать счастливые территории». Разбирались с дилеммой: что первично - внешнее или внутреннее, среда счастья или состояние счастья?
Первой выступила Наталья Ивановская, эксперт по территориальному развитию в школе государственного управления РАНХиГС, эксперт комиссии по территориальному развитию общественной палаты РФ.
- Бываем ли мы хоть какое-то мгновение своей жизни вне среды? Подумаем логически и придем к выводу, что ни одной секунды. Все параметры среды, которые стали для нас благоприятны, они у нас записываются на старые глубокие слои бессознательного. Мы реагируем на среду своими чувствами и состояниями. По её словам, учёные уже пришли к выводу о том, что базовые потребности человека, связанные с окружающей его средой - это психологическая и физическая безопасность. Человеку важно осознавать связь с внешним миром, ощущать себя частью большего.
- Второй фактор, который нас делает счастливым – это природа, - сказала Наталья. - Находясь в резонансе с живой природой, у человека снижается его стремление к развитию. На моем опыте, детишки, которые много гуляют в ботанических садах и парках, лучше учатся в школе. Красота вокруг влияет на самоощущение человека, она взаимодействует с бессознательным. Но эта категория, которая при строительстве не вписывается ни в какие бюджеты.
К сожалению, строительство, сейчас, стало, по сути, стало урбанистикой. Люди, которые занимаются этим профессионально, частенько забывают, что всё, что они сотворили, приземляется на территорию и в итоге превращается в чувства.
- Ни один архитектор не имеет права не понимать, как его работа влияет на человека, - отметила она.