...и о важнейшем из искусств, если наркомпрос Луначарский правильно запомнил слова предсовнаркома Ленина.
Было дело, товарищ Сталин вдруг (?) резко изменил своё отношение к личности Ивана Четвёртого Васильевича, первого российского царя, прозванного Грозным. Говорят, Отец Народов усмотрел некоторые лестные параллели между собой и одним из величайших государей, создателем России.
Товарищ Сталин вернул из опалы Роберта Виппера — крупнейшего отечественного специалиста по Ивану Грозному, велел издать его научные труды и неторопливо поговорил с Сергеем Эйзенштейном: "Есть мнение (затягивается трубкой), что пришло время доступным языком кинематографа (затягивается) рассказать нашим людям (затягивается) правду про царя Ивана Васильевича".
"Иван Грозный" стал последним фильмом легендарного режиссёра. И даже с цветными вставками! Получалось нечто в самом деле потрясающее; за первую серию Эйзенштейну даже Сталинскую премию дали, но вторую кремлёвский заказчик зарубил, поэтому третью толком и не начинали, разве что по мелочи...
Съёмки проходили в 1944 году (да-да, во время войны!) в Алма-Ате. На фотографии — как раз рабочий эпизод. Вернее, это перерыв в работе: в гробу лежит звезда советского кино, красавица Людмила Целиковская, исполнявшая роль Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой — самой первой и самой любимой жены царя; рядом — не менее звёздный Михаил Жаров, исполнитель роли Малюты Скуратова, первейшего царёва оперативника, эдакого Ягоды, Ежова и Берии одновременно (в контексте советской жизни периода работы над фильмом).
Так создавался очередной советский миф.
Так снималось грандиозное кино.
ССЫЛКА "О войне России с Данией"