Сейчас много говорят об итогах встречи Владимира Путина и Ким Чен Ына, о том, как Москва и Пхеньян пытаются дружить против США. Но мало кто знает, что однажды такая дружба чуть не довела нас до войны с американцами.
Это произошло в 1953 году, во время войны в Корее. Северокорейский лидер Ким Ир Сен тогда предложил Сталину, как он говорил, “пощупать штыками Южную Корею”. Началась затяжная война. Американские войска пришли на помощь Сеулу, а на стороне Севера участвовали и Москва, и Китай – в одном из сражений был даже убит китайский генерал, сын Мао Цзэдуна.
И вот когда война достигла апогея, по воспоминаниям некоторых наших разведчиков того времени, в США тайно приехали советские агенты, чтобы собрать взрывные устройства и по команде привести их в действие в нескольких городах.
Но к счастью, до этого дело не дошло: в Корее было заключено перемирие.
И был еще один момент, когда мы, пожалуй, еще ближе подошли к возможной войне с американцев, более того – вообще к ядерной войне. Это произошло в 1962 году, во время Карибского кризиса, когда российско – американских отношений были на грани разрыва из-за Кубы. Но я имею в виду не сам карибский кризис. Не события вокруг Кубы подвели нас к крайней черте - это сделал Олег Пеньковский.
Полковник советской военной разведки ГРУ тайно работал на США и Англию, переснял 10 тысяч страниц секретных документов – и его называют самым ценным агентом Запада, когда-либо действовавшим в Москве. Во время официальной командировки Пеньковского в Лондон британские представители на секретной встрече с ним сообщили, что его, как ценного агента, решили наградить званием британского полковника. Пеньковский потребовал показать ему форму и сфотографировался в мундире полковника и Англии, и США – ведь он работала и на тех, и на других.
Но затем советские контрразведчики его раскрыли – и вот его арест чуть не привел к третьей мировой войне. В связи с обострением обстановки из-за Карибского кризиса у Пеньковского тогда был условный сигнал, на самый крайний случай – о том, что Советский Союз запускает ядерные ракеты. И вот Пеньковский, когда за ним пришли, успевает послать именно этот сигнал – возможно, по принципу “пропадать, так уж всем”.
Если бы этот сигнал получили в Пентагоне, американцы могли в ответ запустить свои ракеты. Но к счастью, сотрудник посольства США в Москве, который первым получил этот сигнал, не поверил Пеньковскому – и на свой страх и риск не стал о нем докладывать дальше. Так этот американский дипломат фактически спас планету от ядерной войны…