В разговоре по этой теме всегда возникает вопрос о том, что мы называем искусством. Чтобы определить границы дискуссии, я предлагаю рабочее определение:
Искусство – это любая деятельность с целью создать, преобразовать, проанализировать или уничтожить те или иные смыслы, концепции, идеи.
Как правило, ключевой становится фигура художника, который стремится донести свои идеи до предполагаемой аудитории. Также очень часто искусство выступает как форма массовой коммуникации.
Дальше необходимо разобраться с тем, кого мы называем роботами. Слово «робот» было придумано писателем Карелом Чапеком. Оно образовано от чешского robota — «подневольный труд».
Сознание художника
Кажется, художнику необходимо сознание или личность. Но на самом деле это совсем не обязательно. В истории искусства уже есть произведения, за которым не стоит личность автора. Например, дизайнер Alexander McQueen придумал расписать платье с помощью двух робот для покраски автомобилей. Результат этой акции не был известен дизайнерам бренда, так же как остальным посетителям показа.
Роботы умеют делать многое, что не могут делать люди. Например, человек не может создавать случайные последовательности, не может не обращать внимание на геометрические фигуры. Именно в истинной абстракции заключается смысл многих произведений, созданных компьютерами.
Когда же роботы пытаются имитировать человеческое мышление — это выглядит скорее смешно, чем интересно. Пример такого случая – это проект «Нейронная оборона»
Нейронная оборона - 404 (альбом)
Очень часто роботов делают антропоморфными, из-за чего мы склонны олицетворять их. Поэтому нужно всегда быть аккуратным говоря о том, что робот «решил» или «придумал». Именно в том, как мы говорим о роботах раскрываются наши представления и страхи. Например, в самом начале этого текста есть фраза: «необходимо разобраться с тем, кого мы называем роботами». Местоимение «кто» используется по отношению к одушевленным объектам. В нашей культуре роботы уже давно получили «право» сознавать, даже до того момента, когда появились роботы, которым это «право» необходимо.
Хороший пример антропоморфных роботов-артистов и одновременно один из самых сложных экспериментов в этой области – немецкая рок-группа Compressorhead. Музыку для этой группы пишет группа немецких инженеров-робототехников. Фронтмен группы — гитарист Фингерс с 78 пальцами.
Критерии авторства
Самый интересный случай, когда был поднят вопрос об авторстве, связан с положением Prizma. В этом приложении можно оформить свою фотографию в стиле одного из известных художников. В этом процессе принимают участие
пользователь, который сделал фотографию,
команда программистов, которые сделали приложение,
нейросеть, которая «перерисовала» фотографию в заданном стиле,
и художник, который разработал принципы изображения.
Кто же автор получившегося произведения? Можно ли говорить, что нейросеть – соавтор или она только инструмент? На самом деле все эти вопросы не новы. Много лет уже люди спорят о том, является ли соавтором художника производитель красок или соавтором режиссёра — актер. Обычно такие споры решаются деньгами: кто-то продает свои краски, а кто-то произведение. Последний считается автором. Но в нашем вопросе такая логика не поможет.
Тест Тьюринга и восприятие искусства
Если говорить об искусстве как о коммуникации между артистом и аудиторией, то можно обратиться к «тесту Тьюринга». Алан Тьюринг в году 1950 году придумал эмпирический тест, чтобы определить, может ли машина мыслить. Участнику эксперимента нужно определить, кто его собеседник: человек или компьютер. Если определить не получалось, компьютер следовало признать равным человеку.
Мне этот тест кажется справедливым и в отношении искусства. Если зритель не будет отличать искусство робота от искусства человека, то это перестанет иметь значение. Такой подход позволит справедливо оценивать произведения искусственного интеллекта.
Можете ли вы отличить одно искусство от другого можно проверить на сайте robo-sapiens.ru: тест «Кто нарисовал картину: человек или искусственный интеллект»
Все ещё искусство?
Количество проектов с роботами-артистами увеличивается с каждым днем. Но в большинстве этих проектов роботы — инструменты в руках у «настоящих художников», которые пишут программы и придумывают механику. К ним следует относиться также, как к любой другой технике, которая расширяет возможности художника.
Сейчас в публичном поле нет информации о роботе, который бы самостоятельно определял задачу своего творчества. Я думаю, что изобретение такого робота будет радостным и важным событием для нашей культуры.