Все свое правление большевики аки дурни с писаной торбой носились с 8-часовым рабочим днем, представляя его как невиданное достижение. И до сих пор интернет-комми не стесняются откровенного вранья, что, якобы, в Совдепии 8-часовой рабочий день ввели впервые в мире.А во всех остальных странах - только, мол, под влиянием большевицкой революции в России.
На самом деле впервые в мире 8-часовой рабочий день был введен... в Уругвае в 1915 году. Без всяких революций, в ходе реформ президента Батлье-и-Ордоньеса. Что характерно - ни разу не коммуниста и даже не социалиста, а вполне себе либерала (у нас в России примерным аналогом были "кадеты", в чью программу 8-часовой рабочий день тоже, кстати, входил).
8-часовой рабочий день провозгласила и конституция Мексики, принятая в феврале 1917 года - Ленин-Ульянов в это время еще по Швейцариям подъедался.
В царской же России, несмотря на доходящее до неописуемой наглости вранье нынешних неокрасных про 14- и даже 16-часовой рабочий день (!),
к 1913 году средняя продолжительность рабочего дня в промышленности составляла 9 - 10 часов, при этом 9% рабочих УЖЕ имели 8- и менее часовой рабочий день (См. Кирьянов Ю.И. "Жизненный уровень рабочих России (конец XIX – начало XX в.)", М., 1979 г.).
Но все-таки 8 меньше 10. Так что же, большевики, получается, и вправду улучшили положение рабочих, хоть и не так уж сильно, как кричат?
Не стоит спешить. На поверку их "благодеяния", как обычно, оказались с подвохом.
Дело в том, что помимо понятия "рабочий день" есть также и "рабочий год" - количество рабочих дней в году за вычетом выходных и праздников. И вот тут-то "благодетели" оттянулись от души!
В 1913 году рабочий год в среднем по промышленности Российской империи составлял 276 дней - значительно меньше, чем в Европе, кстати (там работали до 300 дней в году).
Все просто - помимо обязательных выходных каждое воскресенье (52 дня в году), в царской России было огромное количество религиозных праздников.
Нерабочими были все "двунадесятые праздники" (Рождество, Благовещение и т.д., всего 12 дней). Не работали также в "великие праздники" (например, День апостолов Петра и Павла). Официально нерабочими ("табельными днями") считались также пятница и суббота на Сырной Седмице (перед Великим Постом), два дня перед Пасхой и вся последующая Пасхальная неделя, три дня на Рождество, Новый год и т.д..
Также нерабочими по закону были т.н. "царские дни" - коронация, восшествие на престол, дни рождения, а также дни тезоименитства (попросту говоря, именин) государя императора, императрицы-матери, императрицы-супруги, наследника престола и его супруги.
Итого на круг до революции рабочие отдыхали как минимум 89 дней в году. Помимо 52 воскресений у них накапливалось в общей сложности еще не меньше 37 нерабочих дней! Естественно, что при таком положении дел вводить еще, скажем, отпуск было бы, мягко говоря, чрезмерно. Обязательный ежегодный отпуск ввели большевики в 1918 году (12 рабочих дней). Но...
Но при этом пустили под нож большую часть церковных праздников, оставив, уступая привычкам "неразвитых" масс, выходные лишь в 10 таких дней в году. Причем 10 - это было максимальное число. В тот или иной год верующим могли "дать попраздновать" и меньше - например в 1928 г. "соизволили" выделить для этого только 7 дней - Страстную субботу, Светлый понедельник, Вознесение, Духов день, Преображение и два дня на Рождество.
"Царские дни", само собой, были тоже отменены. Вместо них большевики ввели 6 своих праздничных дней - 7 ноября, 1 мая, 18 марта - день Парижской Коммуны (я серьезно!) и т.д. Итак, что получается?
После прихода большевиков к власти количество нерабочих дней в году (воскресенья, отпуск, государственные праздники и оставшиеся церковные) сократилось до 80, а то и меньше. В итоге на деле у рабочих украли больше недели отдыха - от 9 до 12 дней как минимум!
Такое положение сохранялось до 1929 года, когда вместо 7-дневной рабочей недели ввели т.н. "пятидневку" - четыре дня работаешь, на пятый отдыхаешь. Причем выходные дни располагались у разных рабочих смен по-разному. Например, у мужа выходной в 1-ый день пятидневки, а у жены - в 3-ий. Наслаждайтесь семейным отдыхом, товарищи!
Вместо 6 прежних праздников ввели пять "революционных дней" - день смерти Ленина 22 января, 1 - 2 мая и 7 - 8 ноября. Общее число нерабочих дней, считая 12-дневный отпуск, при этом возросло до 90. Но "счастье" продлилось недолго.
Уже в 1931 году власти спохватились, что выходной каждые 5 дней для советских рабочих и служащих слишком жирно и ввели "шестидневку" с пятью выходными каждый месяц. С отпуском и 5 праздниками это составило 77 нерабочих дней в году - как минимум на 12 дней меньше, чем до революции! Впрочем, с 1936 года добавился еще один праздничный день - 5 декабря - день "Сталинской конституции". Число большевицких праздников вернулось к прежнему количеству.
Между тем, уже в начале 30-х, еще сохранявшиеся выходные дни на Рождество, перед Пасхой и т.д., канули в лету.
А в 1940 году, неустанно заботясь о повышении благосостояния рабочего люда, товарищ Джугашвили ввел обратно старую рабочую неделю - 6 дней работы, в воскресенье - выходной.
Вместе с государственными праздниками и отпуском работягам оставили лишь 70 нерабочих дней в году. Почти на 3 недели меньше, чем до революции! Это положение сохранялось до 1967 года, когда была введена 5-дневная рабочая неделя...
Ну а что при всем при этом творилось с оплатой труда у пролетариев мы еще обсудим.