Богатый материал различных полевых экспедиций в Полесье позволяет весьма полно описать черты традиционной культуры данного региона.
Однако записи на территории трех районов Гомельской области Беларуси (Лоевском, Брагинском и Хойникском) и двух районов Черниговской области Украины (Репнинского и Черниговского) при первом приближении не столь многочисленны.
Из собранного материала экспедиций в Полесье, обобщенного в труде «Народная демонология Полесья» [3], интересующие нас сведения о людях со сверхъестественными способностями, а также русалках, были записаны в следующих населенных пунктах: Лоевский район — с. Ручаевка; Брагинский район — с. Верхние Жары; Хойникский район — с. Великий Бор; Репнинский район — с. Старые Яриловичи, с. Великий Злиев; Черниговский район — с. Днепровское, с. Плехов.
В целом сведения о персонажах, которые рассматриваются носителями культуры как обладающие необычными свойствами в интересующих нас районах, близки к тем, которые фиксируются в других частях Полесья.
Рассмотрим несколько интересных свидетельств о людях с необычными способностями, а также о русалках.
Одним из типичных персонажей Полесья, которому приписываются различные сверхъестественные возможности, это ведьма. Как и европейские «коллеги», полесские ведьмы могут собираться вместе в определенные ночи. Однако описание шабашей отличаются от западноевропейских аналогов, в которых ведьмы собираются вместе с нечистой силой.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!
В Полесье, и в интересующем нас регионе, ведьмы, как правило, слетаются на самое высокое в округе дерево. В некоторых случаях они летят на гору. В селе Ручаевка информант рассказал, что на праздник «Ивана Ведьмарского» ведьмы летают на «Асиянскую гору».
Именно во время шабаша можно всех ведьм поймать, что однажды и сделали сельские мужики, по мнению другого информанта из села Ручаевка.
В Полесье ведьмы летают на березовых прутиках, кочергах, вилах и лопатах. Стереотипная идея о том, что ведьмы используют для полетов метлы, практически не фиксируется. Отдельные фиксации могут являться влиянием современной культуры.
Важной особенностью полесских ведьм является их умение изменять свою внешность. Ведьмы могут превращаться в различных животных и даже вещи. В селе Днепровском ведьмам приписывают возможность оборачиваться обручем или дымом. В Великой Веси информант сообщил, что ведьма превращается в клубок, кошку или свинью.
Ведьмы могут пакостить людям. Самое вредное умение ведьм в Полесье — это их способность влиять на удои молока. Ведьмы по-разному могут сделать так, чтобы молоко у коровы исчезло: просто посмотреть на корову и ее сглазить (с. Ручаевка), взять коровий след и высушить его (с. Верхние Жары, с. Великая Весь), воткнуть в угол сарая нож (с. Великая Весь).
В селе Великий Бор было записано свидетельство, в котором сообщалось о том, как предотвратить пропажу молока. Следует говорить: «Шчоб прибуло малако ў маей кароўки из чарот, из балот».
Другими способами избавиться от ведьм и их попыток повлиять на количество молока в интересующем нас регионе следует считать следующие: следует посыпать маком хлев, кропить святой водой, рисовать на воротах крест смолой и даже вешать косу. Но самым действенным оберегом от ведьмы является крапива. Следует втыкать крапиву между бревнами или раскидывать ее в хлеву. Таким же образом можно обезопасить и свой дом от появления в нем ведьмы.
Вера в апотропейные свойства крапивы была широко распространена у славян [4, с. 643–647]. Причина веры в такую силу крапивы в славянской традиции прозрачна — какое-либо растение, обладающее нестандартными свойствами, в данном случае жжением, может использоваться как оберег. Можно сравнить традиционные представления о «защитных» свойствах крапивы со схожими свойствами чертополоха в славянской традиции [2, с. 527–529].