Загадочное состояние между жизнью и смертью, о котором написано множество научных работ. Но еще больше вокруг клинической смерти околонаучных спекуляций. Как относится к этому вопросу ортодоксальная церковь?
Жизнь вечная
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как вообще православие смотрит на смерть. Для первых христиан именно кончина была долгожданным событием, началом жизни с Богом. Они даже не отмечали дни рождения. Потому что самым важным считался день смерти. До сих пор отпевание проводится в белых праздничных облачениях.
Может, поэтому в первых веках христианства было так много мучеников. Еще была свежа память о Спасителе, который был несправедливо убит, но воскрес. Новообращенные ожидали скорого конца света. Они с радостью шли на муки, чтобы вскоре оказаться на небесах. Современному человеку чужды подобные настроения.
Все христиане верят в загробную жизнь. Сначала духовная сущность возносится на небо, затем, в конце времен, Господь восстановит каждого в его теле. Библия описывает всего 9 случаев воскресения, в том числе:
- Пророк Елисей воскресил ребенка (4 Цар. 7:32-35).
- Воскрешение человека, которого приложили к костям Елисея (4 Цар. 13:20-21).
- Иисус поднимает с постели дочь Иаира уже после того, как она умерла (Марка 5:22-42).
- Похожая ситуация с сыном вдовы описана у Луки (7:12-16).
- Всем известная трогательная история Лазаря, узнав о смерти которого, Иисус прослезился. Именно после его появления из гроба принято решение избавиться от Христа (Иоан. 11:1-44).
В Деяниях описаны два случая, в которых апостолы возвращали людей к жизни. И, конечно, воскресение Христово. В этих историях ничего не сказано о посмертных переживаниях людей. К подобным рассказам православные священники относятся с осторожностью. Поскольку они могут оказаться результатом бесовских искушений либо просто неуравновешенной психики.
Но в православном Предании существует понятие мытарств. Это время с 9 по 40 день жизни, когда душа испытывается теми страстями, которым предавалась в земной жизни. Опасность в том, что она может увлечься и впасть во власть демонов, которые увлекут ее в ад.
Как мы видим, в православии нет какого-то особого учения о клинической смерти. Да и для чего? В любом случае душа является вечной. Жить надо так, словно каждый день – последний. Об этом тоже сказано в Писании:
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. (Матф.24:42)
Однако мытарства не являются для христиан неизбежными. Их минут святые, благоразумный разбойник тоже сразу оказался в раю (Лк. 23:43). Получается, что посмертный опыт уникален и зависит от того, как человек прожил. Слушал ли он совесть, каялся ли в грехах, читал ли Библию. Более подробно этот вопрос рассмотрен в книге православного богослова Серафима Роуза «Душа после смерти».
Мнение ученых
Сейчас среди православных тоже немало врачей с университетским образованием и опытом работы. Они приходят к вере, не ожесточив свои сердца. Многие и после этого продолжают научную работу. Например, с 2017 г. сообщество православных врачей Санкт-Петербурга собирает истории людей, которые пережили клиническую смерть.
Цель этого – понять, способен ли человек в таком состоянии слышать и осознавать слова молитвы. Исследование позволит понять, нужно ли причащать людей, которые находятся в коме.
По словам Андрея Гнезилова, доктора медицинских наук, такой важный момент, как клиническая смерть, еще недостаточно изучен. Никто не знает, каким образом человек, у которого произошла остановка сердца, перестал работать мозг, затем вновь возвращается к жизни. Ученые могут говорить о психике, но понятие «душа» для классической науки не существует.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Если вам вам понравилось статья подписывайтесь на канал, делитесь статьей в соц сетях, ставьте лайки.