"Жестокий Шанхай", один самых эффектных нуаров, был снят (аж) в сорок первом году режиссёром Джозефом фон Штенбергом. Фильм похож на весёлое сошествие во ад и отличается густым тяжеловатым духом дружбы народов. В шанхайском казино испытывают судьбу вынужденные интернационалисты - турки, китайцы, англичане и бог знает кто ещё. "Не все китайцы такие как я, - говорит один персонаж. - Среди нас есть и приличные люди". Представители почти всех наций могут высказаться аналогично.
Кстати, второстепенные русские персонажи вполне достоверны; всегда приятно, когда русского играет русский, и звучит чистая родная речь. Моё любимое: "Гарсон!" - "Я вам не гарсон. Мне сорок девять лет, и меня зовут Владимир Николаевич Крестовоздвиженский".
В хозяйке казино, Мамаше Джин Слим, невозможно узнать одну из героинь фильма "Унесённые ветром". Грим радикальный, причёска фантастическая. Нет, это не Вивьен Ли. Нет, это не Оливия де Хэвилленд.
Оказавшиеся на обочине большой жизни рискуют свалиться в канаву; попытки застрелиться после проигрыша, не отходя от кассы - обычное дело, которое многих даже развлекает. Но все верят, конечно, в удачу - надежда умирает предпоследней.
В фильме показана история одного падения, и при всей жестокости Шанхая - показана остроумно. Прелестная девушка с надменным взглядом притомившейся аристократки изучает этот экзотический мирок, и слово за слово - втягивается, доходит до распада, подталкиваемая к пропасти мстительными заинтересованными лицами. Зовут её, кстати, Виктория (и с этим победным именем она вдрызг проигрывается), а играет её божественной красоты Джин Тирни.
Спокойствие героини в начале фильма - я, мол, только смотрю и даже не удивляюсь:
Процесс пошёл, приходится расставаться с украшениями:
Что интересно: постепенно теряя себя (а также деньги, самоуважение, благосклонность любовника, доверие отца и так далее), Виктория теряет голову. Причёску то есть. Причёска распадается по мере того, как девушка морально разлагается.
Перед финалом (и фильма, и жизни) - полное отсутствие манер, другая мимика. Её ничто не держит в узде. И волосы тоже ничто не держит - рухнули связи, обмякли устои, померкли миры, рассыпались шпильки.
Герои фильмов в жанре нуар часто делали ставки - и на зеро, и на хромых лошадей; играли в карты, проигрывались, отыгрывались; некоторые сами были владельцами казино. Но игромания как феномен мало кого из режиссёров интересовала, и субжанра вроде "игроманский нуар" так и не возникло. Бывали отдельные явления - "Леди играет в азартные игры" и "История в Лас-Вегасе", но "Жестокий Шанхай" их опередил.
Также см. - ещё один фильм с Джин Тирни: многоцветный нуар о любви до гроба.