Найти тему
FinanceUz Ru

Инклюзивный бизнес в Узбекистане: текущее состояние и перспективы развития

Инклюзивный бизнес в Узбекистане: текущее состояние и перспективы развития
Инклюзивный бизнес в Узбекистане: текущее состояние и перспективы развития

Бахтишод Хамидов,
Международная исламская академия Узбекистана, преподаватель

Сегодня инклюзивные бизнес-модели (ИБМ[1]) в силу их важности для социально-экономического развития страны становятся фокусом экономической политики многих государств, институтов развития и доноров[2]. ИБМ охватывают более половины населения мира, обеспечивая доступ к основным товарам и услугам 4 млрд. малообеспеченных людей[3], а также расширение возможностей для них.

ИБМ, в отличие от традиционных, это модели, направленные на вовлечение в экономическую деятельность (производство, распределение, обмен и потребление) уязвимых слоев населения. Трудоспособные люди из уязвимых кругов могут выступать как поставщиками сырья и услуг, сотрудниками, дистрибьюторами, продавцами, так и покупателями товаров и услуг, непосредственно произведенных специально для их нужд (водоснабжение, санитария, жилье и здравоохранение), что открывает перед ними экономические возможности, позволяющие устойчиво получать средства к существованию и удовлетворять первичные потребности.

Начиная с нового тысячелетия, активное внимание стало уделяться переходу от помощи бедным посредством предоставления «пособий» к помощи посредством предоставления «возможностей». Это основывалось на предположении, что у бедного населения есть потенциал в сфере потребления, производства, инноваций и предпринимательской деятельности, который практически не реализуется. Так, в условиях роста возможности сбора информации об этих рынках и накопленного опыта жизнеспособных бизнес-стратегий многие страны начали обращать особое внимание на возможности, которые представляют собой рынки для бедных. Следовательно, для частного бизнеса становится актуальным определение новых резервов развития рынков для бедных, создание новых бизнес-моделей, разработка новых продуктов и расширение инвестиций. Для правительства, в свою очередь, важно проводить реформы в сфере улучшения бизнес-среды для инклюзивного бизнеса.

Следует отметить, что многонациональные компании были первыми, кто официально организовал инклюзивный бизнес, особенно в сфере продовольствия и потребительских товаров (например, Groupe Danone). Крупные национальные компании также считаются самыми инновационными в удовлетворении потребностей бедных в таких сферах, как строительство жилья, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, финансовые услуги (например, Tsinghua Tongfang) и др. Малые стартап-предприятия только начинают развиваться. Самые успешные инклюзивные бизнес-модели в этой сфере функционируют, например, в мобильной телефонии (Celtel, Vodafone).

В условиях Узбекистана, где на государственном уровне социальная ориентированность экономики ставится наравне с задачами перехода к рыночной экономике, существует большой спрос на инклюзивный бизнес как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса (частные предприятия находятся в поиске новых рынков именно внутри страны в силу географической отдаленности республики от мировых морских путей и на фоне снижения спроса со стороны основных стран-партнеров).

В нашей стране пока наблюдаются отдельные фрагменты функционирования ИБМ. Программа развития ООН в Узбекистане с партнерами из частного сектора осуществляет работу по выявлению и поддержке инклюзивных бизнес-проектов для создания бизнес-возможностей в сельских районах. Например, в Намангане был открыт центр по сбору молока, который покупает молоко у сельских домохозяйств и мелких фермеров по рыночным ценам и, таким образом, гарантирует стабильность получения средств к существованию среди местного населения. Кроме того, путем объединения усилий пяти агентств ООН в Узбекистане, включая ПРООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНФПА и Добровольцев ООН, в тесном сотрудничестве с Министерством Экономики Республики Узбекистан и Советом Министров Республики Каракалпакстан осуществляется совместная программа «Обеспечение жизнедеятельности населения, пострадавшего в результате кризиса Аральского моря», направленная на создание эффективной системы управления, улучшение экономической обстановки, совершенствование систем образования и здравоохранения, а также защиту окружающей среды в зоне экологического бедствия.

Вместе с тем, существуют определенные виды деятельности, которые говорят о высоком уровне спроса на инклюзивный бизнес (например, привлекательность крупных оптовых центров Абу-Сахий, Бек-Барака и др. для обычных потребителей, покупка продуктов крупными партиями на центральных дехканских базарах, так как это обходится намного дешевле, рынки товаров «second-hand» для мебели, электротехники и др., развитость института добрососедства и взаимообмена предметами первичной необходимости, рынки дешевых товаров длительного пользования без системы последующего обслуживания, развитость пунктов приема макулатуры, металлолома и др.). Однако в силу неформального характера этих видов деятельности они пока лишены возможности вывода людей из «ловушки бедности».

Обобщение мирового опыта по ИБМ позволяет определить основные факторы их развития и распространения[4]: использование существующих сетей и технологий как необходимое условие развития компаний, бизнес которых направлен на охватывание широких кругов малоимущих покупателей; устранение преград в финансовой поддержке малоимущих покупателей, дистрибьюторов и поставщиков, которые повышают риск неудачи инклюзивного бизнеса; сотрудничество нескольких сторон, заинтересованных в развитии ИБМ.

Следовательно, больший потенциал расширения имеют формы инклюзивного бизнеса, где уязвимые люди являются только частью их рынка и круга поставщиков (бизнес для богатых дает возможность окупать вложения и расширять бизнес в направлении бедных), которые имеют доступ к сетевым технологиям (что обеспечит эффективный доступ к широкому кругу поставщиков, дистрибьюторов, продавцов, покупателей) и которые активно сотрудничают с заинтересованными кругами (где стороны будут покрывать недостатки друг друга).

Китайская компания Tsinghua Tongfang предлагает компьютеры и обучение для фермеров по доступной цене с использованием недорогой операционной системы и программного обеспечения, которое могут легко освоить покупатели с низким уровнем образования, за счет этого расширив рынок своей продукции. В Демократической Республике Конго, где банковский сектор был уничтожен во время войны, компания мобильной связи Celtel International предложила населению услугу перевода денег с помощью SMS-сообщений. Сегодня в этой стране услугами компании пользуются два миллиона клиентов. Транснациональная продовольственная корпорация Groupe Danone в Польше объединила усилия с государственной организацией по вопросам детского здоровья и питания (для бедных), производителем продуктов быстрого приготовления и самой крупной в стране сетью розничной торговли продуктами и предложила потребителям дешевую молочную смесь для детей, обогащенную витаминами и минералами.

Учитывая вышеизложенное, в перечень мер и механизмов, способствующих созданию, развитию и распространению ИБМ в условиях Узбекистана, предлагается включить следующее:

● глубокая переработка сельхозкультур и экспорт на рынки развитых стран: существует огромный потенциал переработки плодоовощной продукции, а развитие отрасли имеет свой мультипликативный эффект для всей экономики. Следует разработать территориальные программы производства ликвидных и экспортоориентированных видов продукции с высокой добавленной стоимостью на основе кооперации местных сообществ с крупными предприятиями (кооперативами или крупными фермерами, посредническими предприятиями, непосредственно заказчиками) по принципу «одно село – один продукт»;

● разработка общереспубликанской программы развертывания класса специальных интернет-порталов для арендования, обмена вещами и предложения услуг в целях сокращения транзакционных и временных издержек в поиске нужных предметов и услуг населением; удовлетворения потребностей малоимущих людей, не имеющих возможности купить относительно дорогие предметы хозяйствования; максимального использования потенциала временно неиспользуемых имуществ владельцев;

● разработка территориальных программ внедрения микрокредитных продуктов, в том числе и беззалоговых, в отраслях производства и переработки животноводческих и плодоовощных продуктов в приусадебных хозяйствах республики;

● развитие преимущественно трудоемких секторов экономики: несмотря на то, что наблюдается избыток вполне образованных трудовых ресурсов, большая часть инвестиций идет в такие капиталоемкие сектора экономики, как добывающая, химическая промышленость, металлургия и др.

Журнал «Бозор, пул ва кредит»,

№3, 2019 г.

----------

[1] В статье понятия «инклюзивный бизнес» и «инклюзивные бизнес-модели» используются как синонимы.

[2] Подробнее см.: 20 challenge on Inclusive Business Innovation, IFC, 2012.

[3] В статье понятия «уязвимые люди (слои населения)», «бедные», «малообеспеченные» и «малоимущие» используются как синонимы. На практике, когда речь идет о «бедных» слоях населения, обычно под этим понимаются люди, у которых ограничен доступ к «продуктам» первичной необходимости (включая продовольственные и непродовольственные товары). Вместе с тем, современная литература к «продуктам» первичной необходимости относит не только еду, воду, одежду, кров, но и санитарию, образование и здравоохранение.

[4] Одним из источников, содержащих анализ мирового опыта развития ИБМ, является доклад Scaling up Inclusive Business: Advancing the Key Knowledge and Action Agenda, IFC, 2010.