Найти тему
Роман Апрелев

Русская анимация: Александр Петров

Когда-то, когда еще факт не проверялся в интернете за пять минут, нам по телевизору провозглашали, что мультипликация появилась в России. Якобы первым аниматором в мире был Владислав Старевич. В детстве я очень гордился этим фактом. Потом выяснится, что и в нашей империи Старевич не был первым мультипликатором (видимо, им стал все же Александр Ширяев). А вообще первые мультики появились еще в XIX веке, даже не на целлулоидной пленке, а на стеклянных пластинах.

Кадр из "Сна смешного человека"
Кадр из "Сна смешного человека"

Тем не менее, в этом виде искусства Россия всегда была в первых рядах. Пожалуй, о нынешнем дне так сказать нельзя. Мы явно отстаем от Японии, США и Канады. Но хочется рассказать о современном отечественном авторе Александре Петрове, а точнее о его прочтении литературной классики.

Именно Петров сделал мультипликационные заставки сочинской Олимпиады. Наверно, у нас бы особо и не знали этого замечательного художника, если б не “Оскар”, полученный в 2000 году.

Деревенский самородок из ярославского Гуреева и для дипломной работы выбрал литературную основу из классики: “Корову” Андрея Платонова. А потом экранизировал “Сон смешного человека” Достоевского. Кстати, у режиссера есть и работа в обычном кино: в не очень удачном сериале “Достоевский” он сыграл знаменитого художника Перова. Так что с творчеством Федора Михайловича у него прочные связи.

Кадр из "Сна смешного человека"
Кадр из "Сна смешного человека"

У Петрова очень редкая техника: живопись по стеклу. По неведению даже изобретение этого способа рисовать порой приписывали ему. Нет, в такой технике мультфильмы создавал не только Петров. Но это не отменяет трудоемкости процесса. Он рисует не кисточками, а пальцами.

“Сон смешного человека” получился мрачным, с достоевщинкой. Герой хочет застрелиться, но приснившаяся муть убеждает его пожить еще. Фильм получил несколько наград.

Кадр из "Старика и моря"
Кадр из "Старика и моря"

Но главную премию принесла адаптация хемингуэевской притчи “Старик и море”. Рыбак Сантьяго после 84 дней сплошной неудачи поймал наконец рыбу своей мечты - такой большой он и не видел никогда. Старик долго удерживал добычу, которая пыталась скрыться в пучине. Но до деревни улов он не довез: рыбу сожрали прожорливые акулы.

Кадр из "Старика и моря"
Кадр из "Старика и моря"

Можно понимать сюжет и буквально, и метафорически. Например, самая большая рыба - это же дело всей жизни человека. Да, для Сантьяго “шедевром” является рыбина. Но для скульптора - это статуя, для писателя - роман или пьеса, для композитора - опера или симфония, для астронома - новая планета и т. д. После долгих мучений результат получился ошеломляющим. Но налетела орава кровожадных критиков и разнесла шедевр в клочья.

Кадр из "Старика и моря"
Кадр из "Старика и моря"

Фильм получился очень лирическим - во многом за счет нежных цветов. Море и небо - две прекрасные стихии. И честный человеческий труд тоже прекрасен, как и всякое созидание. Так что не забудьте поймать свою рыбу!

Кадр из "Старика и моря"
Кадр из "Старика и моря"