Сегодня в Афганистане представлены вооруженные силы 47 стран, их общая численность приближается к 200 тыс. солдат и офицеров, не считая многочисленные охранные агентства, которые занимаются проводкой колонн, охраной объектов, в том числе и военных баз. Это количество уже значительно превысило численность Ограниченного контингента советских войск в 80-е годы. Но мы там воевали против половины мира и добились ощутимых результатов: стабильно развивалась экономика, был сформирован значительный слой рабочей и творческой интеллигенции, афганская армия была настолько подготовлена, вооружена и, главное, мотивирована, что могла самостоятельно одерживать крупные победы. При этом главные спонсоры войны – США и Саудовская Аравия – ежегодно вкладывали тогда миллиарды долларов в вооружение моджахедов, включая поставки переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер», итальянских мин завода «Фиат», горных орудий, установок залпового огня и т. д. Сегодня Международным силам содействия безопасности во главе с США не позавидуешь. Финансовые расходы стремительно растут, приближаясь к триллиону долларов, количество погибших уже повсеместно вызывает массовое недовольство, а до «несокрушимой свободы» много дальше, чем в 2001 году. Объявленное решение о начале вывода войск в этом году вызвало такое воодушевление у талибов, что они, похоже, откровенно издеваются над попытками коалиции начать с ними серьезные переговоры. Просто утереться и уйти восвояси Вашингтону тоже не хочется: как-никак «мировой жандарм». Теперь он решает задачу, как закрепиться в регионе, чтобы нависать над Пакистаном, Ираном, Индией, Китаем, Узбекистаном, Таджикистаном, ослабить влияние России в странах Центральной Азии. Афганцы утверждают, что по этой причине Белый дом заинтересован в продолжении конфликта в Афганистане, иначе ему будет трудно оправдать присутствие своих войск в этом регионе.В свое время советские войска тоже входили в Афганистан с благими намерениями и постепенно были втянуты в широкомасштабные боевые действия. Но мы при этом еще строили, помогали, создавали основы промышленности, учили, обеспечивали продуктами, техникой, рабочими местами. За последние годы ко мне множество раз подходили бывшие моджахеды со словами раскаяния: «Зачем мы с вами воевали, нужно было договариваться и взаимодействовать...»Осталась навечно в Афганистане наша боль — это без вести пропавшие советские военнослужащие. На сегодняшний день неизвестна судьба 265 человек. Поисковые работы возможны лишь благодаря доброй воле афганцев. Кроме того, там живут наши пленные, которые отказались возвращаться, несмотря на то что им объявлена амнистия за все преступления, совершенные во время боевых действий. Однако уезжать из Афганистана они не планируют. У них есть семьи, но судьба их незавидна. У многих – набор хронических заболеваний, зачастую неизлечимых, отсутствует возможность выучить детей.
60% населения Исламской Республики Афганистан – это молодежь, которая выросла за 25 лет, не зная в наши дни, что такое военный гарнизон шурави и многое другое, что связано с советской эпохой. Этим воспользовались политические деятели миротворческого военного контингента в ИРА. В Герате, в 100 км от иранской границы, при участии консульства США в 2003 году был создан Музей джихада, или, как еще его называют афганцы, Музей победы над СССР. Экспозиция богата дорогими и редкими экспонатами, убедительно доказывая, что вечный враг для народа ИРА – это… русские. Историки и политики из-за океана убеждают новое поколение в Афганистане в том, что самое страшное в их жизни – это северный сосед.
9 декабря 2013 года, в День Героев Отечества в России, на территории военного английского кладбища (открытого в 19 веке) в Кабуле делегация ветеранов установила гранитную плиту в память о всех наших соотечественниках, погибших в Афганистане.
Как показывает время и события, происходящие в 21 веке на южных рубежах России, война с шурави не закончена. Пока есть время и позволяют силы, мы должны не допустить вражды между нашими народами. Шанс изменить ситуацию в сторону добрососедских отношений в грозовой обстановке на Ближнем Востоке и в Центральной Азии еще есть. Нельзя его сейчас потерять.
Закон земли афганской прост: всякий, кто побывал здесь однажды, или не возвращается никогда, или приезжает снова и снова.
Вернуться к первой части статьи
Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал и поставить лайк под этой записью, впереди вас ждет еще много всего интересного!
При перепечатке ссылка на материал статьи обязательна. Copyright © 2019 by MONOLITH digest. All right reserved.