– Евгений Германович, хотелось бы спросить вас про ваши научные интересы, потому что, как мне кажется, древнерусская литература – это не самый очевидный предмет для изысканий, в том числе для современных филологов. Чем эти древние тексты вас так увлекают, что вы ими занимаетесь уже несколько десятков лет каждый день?
– Они просто совершенно не такие, как нынешние тексты. Это первое, но не главное. Главное в том, что они не такие в очень хорошем смысле, ведь можно быть «не таким» в плохом смысле, а здесь совсем иначе.
Понимаете, эти тексты – о главном, о том, зачем человек живет. Они о боге. Потому что они были написаны в то время, когда в центре души человеческой – стоял бог, а в центре жизни общественной – стоял монастырь. Потому что в основном книги писались в монастырях и монастырь был не маргинальным явлением, как сейчас, а он был университетом, главной молельной, местом, где разрабатывались новые технологии, если угодно.
Вот взять Соловецкий монастырь, там никем иным, как будущим митрополитом Филиппом была разработана фантастическая по своей эффективности система отопления. Она шла из подвала и обогревала весь огромный собор, да так, что там требовалось минимум дров. Или, например, на Соловках, пока там был монастырь, росли тропические фрукты. Почему? Там было свечное производство, а воск, когда его отбеливают, он вообще желтый, это надо делать горячей водой и вот эта горячая вода потом текла в теплицы и там монахи выращивали тропические фрукты, чего больше в России не делали нигде.
Если взять Запад, то все основные сорта пива, ликера – это монастырские. То есть монастырь занимался не только небесными делами, но очень даже и земными, и мы им обязаны очень многими изобретениями и хорошими напитками.