Найти тему
Artlife

Гадкие лебеди(мнение)

Гадкие лебеди

Гадкие лебеди – это по настоящему жестокое произведение, я бы сказал оно пропитано «безумием», которое, персонажи книги не осознают и принимаю за «неоправданную» жестокость по отношению к друг другу.

«Безумие» начинается с первой страницы –Банев «отец» размышляет над словами дочери, словами которые мы не слышим, эти слова не так важны в контексте – Ирма подросток(наверняка что то едкое), сейчас важно о чём думают, о чём говорят «отец» и «мать» : « это никакой не ребёнок, ….Это даже не грубость, это- жестокость и даже не жестокость, а просто ей всё равно», жена реагирует в голос, называя дочь «соплячкой и дрянью». Да, можно подумать, что это естественная сценка из семейной жизни, где все поддались «минутной» слабости, но Стругацкие следующими страницами «пробивают нам по печени», отец с матерью обсуждают избавление себя от «родительских» забот, согласовывая отправку дочери в Пансион – привилегированный пансион, который должен обеспечить «отец» Банев для свое дочери, дочери в возрасте которой он не уверен и появившийся в её жизни видимо 30 минут назад от начала повествования. Думаю этот короткий пересказ первых страниц повести даёт представление о том градусе безумия и жестокости, который нас ожидает…

Может не совсем к месту, здесь же на первых страницах, затрагивается тема разрыва отношений – когда она с злостью говорит ему «как ты мне надоел, Негодный муж, бездарный отец…Счастливой себя назвать не могу, но и несчастной тебе не удалось меня сделать», а он думает про себя : « и с этой вот женщиной я гулял по горам, читал ей Бодлера, трепетал, когда прикосался к ней …. Что она думала, когда я читал ей Бодлера?». Для меня – это загадка, загадка, как обрываются нежные чувства и им на смену приходит раздражение и неприязнь, похоже и Банев это тоже не понимал… думаю всему виной ложь, но я до конца не уверен)

Вернёмся к безумию – главному герою этого произведения. В городе есть три локации: Лепрозорий – лечебное заведение по борьбе с проказой, лепрой –в сам лепрозорий доступа нет, но некоторые безрезультатно стремятся туда попасть; санаторий; гостиница, а, ну есть поместье Квадриги с Фонтаном и городская площадь, но уж поверьте там Банев оказывался совсем не по делами и на долго не задерживался – оказавшись на площади он тут же угоняет фургон с книгами и едет в сторону «знакомых» локаций – на проходную Лепрозория, поближе к санаторию, подальше от народа, больше никаких мест мы не посещаем – это к тому какой жизнью живут Герои – сплошной кутёж и пизд..шь… простите,но свою неприязнь к основным действующим лицам хочу выразить не прикрыто.

В городе, судя по валюте -крона, город находиться где то на территории бывшей Чехословакии, есть по словам бургомистра ОДНА проблема – это мокрецы, потому что они виной непроглядному дождю, массовому исходу кошек и упадку туризма, про «переманивание» детей тоже не забыл, по большей части персонажи гостиницы и санатория поддерживают или точнее соглашаются в данном вопросе с бургомистром. Кто же эти мокрецы – очкарики, умирающие от «недочита» - это интеллигенция, но интеллигенция какого то высшего порядка, потому что если не приписывать им этот порядок, тогда становиться сложно охарактеризовать Банева, Павора, Кадригу -писателей, художников, врачей, они – как бы просто интеллигенция. Сразу определю кто такие Интеллигенты высшего порядка – люди для которых умственная деятельность преобладает над любой другой деятельностью, преобладает в абсолюте, а значит, что просто интеллигент подвластен человеческим страстям: ненависть, секс, выпивка, зависть и т.д то интеллигент высшего порядка нет. Здесь есть одна оговорка, мокрецы –интеллигенты высшего порядка только до последней главы, в главе «Exodus» изобличается их настоящая суть, об этом позже. Нужно сказать, когда появились мокрецы, когда появилась эта генетическая болезнь, после войны – страшной войны, где Банев ходили с саблей на танки в конном строю, где резал часовых самодельным ножом, где умирал от дизентерии в окружении , нам не описывают ту войну, но уверен Стругацкие, пережившие блокаду, имели ввиду ту самую, самую страшную и масштабную войну во всей истории человечества - Великую отечественную войну. Войну где люди принимали ужасающие своей жестокости решения, ведь весь ужас войны и заключен в выборе который, предоставляется человеку, когда либо ты его, либо он тебя и неважно чей облик принимает враг – это может быть младенец, ребёнок, женщина, мужчина или что то без форменное, как устав, голод, боль… Возможно некий «наблюдатель» из вне – «странники» увидев до чего довело себя человечество, решили отправить на землю своих сотрудников-мокрецов в виде «вируса»заражающего человеческую особь, а затем , передающегося и рекрутирующего необходимые кадры для привидение «плана» , плана по приведению нас в чувство дабы исключить «суицидальные» наклонности… Но кто сказал, что эти сотрудники – профессионалы, почему они не могут оказаться Максимами Камерерами 20 лет от роду или просто это их первый опыт корректировки чего либо на земле, потому что объяснить наивность мокрецов, их не понимание человеческой сути по другому не возможно «Нынешний старый мир, нам мешать не станет, он будет нам помогать –помогать строить Новый мир» - это сказал Бол Кунац, предположу этот бред «насюсюкали» ему мокрецы. Пока место действия земля и основные действующие лица люди, «новые миры» будут строиться только по средствам «ковровых бомбордировок», проливанием «рек» крови всех групп, «удалением» любым способом несогласных с правилами, грядущего «нового мира» и наделением неограниченной властью на неопределённый срок, ряда «граждан» для конечного урегулирования «новых правил» этого «нового мира». Безумие происходящего заключено в том, что дети – начитанные дети, науськанные мокрецами, осознавая весь ужас настоящего и прошлого человечества, говорили в лицо этому «настоящему» и «прошлому», что «Будущее создаётся вами, но не для вас» и мы будем начинать его строить на охраняемой территории-лепрозории, куда вам доступ будет запрещён, думаю стоило ещё рассмеяться после этого в лицо и плюнуть туда же и сделать сливку, отметив тем самым лепрозории на карте, как места сброса бомб, что бы это доброжелательное «прошлое» и «настоящее» ударила ракетами системы земля-земля, воздух – земля, не важно, по ракете или две на лепрозорий - по рассаднику беспросветной тупизны! Как правильно замечает Банев, после встречи с читателями, дети только марионетки, под управлением мокрецов, которые заслужено завоевали себе детский авторитет, просто находясь рядом, а не высокомерно огараживаясь житейскими заботами от них, как поступает ряд родителей. Нас не знакомят с просветительской деятельностью, которой занимаются очкарики среди детей, но упоминается пропагандируемая философия: Гегеля и некого Зурмансора, Гегеля, который воспевал сверх человека – героя, которому дано право исполнять роль мирового духа, говорил, что война способствует этическому здоровью народов, что её отсутствие это пустые страницы истории. Думаю ещё яснее становиться накал маразма, да дети умны, начитаны, но их рассуждения и выводы это «мокрецовская» пропаганда, их рассудок затуманен, они осуждают «прошлое» и «настоящее» во вранье и войне и сами же под властью каких то инопланетных безумцев, ведут всех к новой войне. Безумие – крайнее безумие.

Естественно Стругацкие заостряют внимании на воспитании детей . На встрече с школьниками Банева просят говорить с школьниками, как с равными и он видит в них равных, но под действием своего эгоизма и зависти, Банев опускается до выражений :«Меня обмануло, что вы говорите как взрослые…Я забыл, что вы ещё не взрослые», он сам же замечает что это не педагогично, но похоже ему плевать, они же «тупые» дети, да и поздно уже становиться «мудрым» педагогом, когда ты никудышный отец, проще побыстрее закончить и поехать в гостиницу к Квадриге и нажраться в зюзю. В общем, это встреча с читателями стала для детей просто знакомством с идеологией современного общества, а Банев её посредственным выразителем. Любопытный момент, что Банев ощутил себя отцом, только однажды, когда отвёз Ирму в санаторий, «познакомив» её с Рошпером и Дианой, Росшпером, увидевшим в Ирме малолетку, которой Виктор планирует воспользоваться и Дианой, которая предлагает хорошенько выпороть Виктора. Не смотря на аморальность произошедшего, Ирма была рада провести время с отцом и увидеть во плоти то, что она только читала в книжках…Возможно чувство неловкости, которое присутствовало в Баневе позволило состояться разговору отца и дочери, где «собеседники были полны уважения друг другу». И это самый светлый момент книги. Дальше всё снова опускается во мрак безумия.

В ГЛ затронута ещё одна тема, которая объясняет тупизну мокрецов, сосуществование таких двух понятий как созидание и выживание. Это вопрос о том, как остаться Творцом и при этом не умереть. «Подрастут, полезут друг на друга размножаться и начнётся работа за хлеб насущный», выживание, да очкарикам необходимы Творцы – орудия для строительства «НОВОГО МИРА» иначе бы не состоялась встреча Зурмансора и Банева, где последнему предложили оставаться «на своей стороне», но только, как заметил наш «любимый» писатель «На самом деле, всё не так просто», понравилось высказывание Зурмансора: «Он купил халтурщика Р.Квадригу, а живописец протёк у него между пальцев и умер». Мокрецы не понимают, что на войне к которой они всех ведут, первые умрут те, кто решил остаться на «своей стороне», да и кто Баневу это позволит, Бургомистр достаточно точно дал понять, какая сторона «правильная», не то что бы он не оставляет выбора, но пропуска в «лепрозорий» в «новый мир» Баневу никто не выписал и не выпишет, а вот пропуск в «санаторный кутёж» обеспечит ему именно Бургомистр.

Exodus. Последняя глава, констатирует провал миссии по созданию «нового мира», что стало заключительным толчком, мы не знаем, но знаем, что мокрецы сбежали-исчезли, осознав свой провал и спасаясь от гибели, оставляя детей один на один с озлобленным «прошлым» и «настоящим» в виде истребителя, сбросившем бомбу на головы одномоментно повзрослевших детей. Да по другому и быть не могло. Обезумевшая Диана, в истеричном смехе которой, Банев рассмотрел счастье и заключительные слова «всё это прекрасно, но только вот что – не забыть бы мне вернуться», не беспокойся Банев, не вернёшься. От туда не возвращаются.