Маяк на мысе Херсонес начали строить более 200 лет назад одновременно с таким же сооружением на мысе Тарханкут, поэтому эти навигационные башни иногда называют братьями-близнецами. Проект выполнял Леонтий Спафарьев, генерал-лейтенант по адмиралтейству, главный командир Ревельского порта, у которого был большой опыт строительства подобных сооружений в Финском заливе.
Навигационное сооружение пережило военные лихолетья, революции, крымское землетрясение 1927-го года и даже оборону Севастополя 1941-1942-го годов, когда в городе шли сильные бои. Но в 1944-м году его башня была сильно разрушена, и только в 1950-1951-м годах удалось восстановить первоначальный вид.
Высота сооружения — 36 метров.
Толщина стен башни у основания — 2 метра, под фонарной площадкой — 1 метр.
Количество ступенек — 150.