Южная готика (Southern Gothic) – любопытное явление в Голливудском кино, вдохновленное прежде всего литературной «южной готикой» в диапазоне от Фолкнера до Теннесси Уильямса. По жанру, южноготическое может быть социальной драмой, триллером, фильмом ужасов, экшном (разве что готических комедий замечено не было), главное – чтобы действие происходило на Старом Американском Юге (Джорджия, Луизиана, Вирджиния, Южная Каролина и т.д.) с непередаваемой атмосферой и мифологией этих штатов.
Точно определить, когда южная готика пришла в Голливуд из-за размытости понятия практически невозможно. Американский юг, точнее представления о нем, появлялся в кино еще в период Великого Немого, однако изображался последний в целом комплиментарно, но начиная с 60-х на фоне ужесточения политической и культурной борьбы между Севером и Югом, южные штаты становятся в кино все более готичными и пугающими, а иногда и откровенно гротескными.
5 фильмов, оказавших влияние на формирование явления
Ночь охотника (The Night of the Hunter), 1955, режиссер – Чарльз Лоутон
Единственный фильм, снятый видным во всех смыслах актером Лоутоном, по сей день не покидает списки лучших фильмов всех времен. «Ночь охотника» – это мрачная нуарная сказка, действие которой разворачивается в Западной Вирджинии в середине 30-х. Двое сирот спасаются от жуткого маньяка-проповедника в исполнении Роберта Митчема, щеголяющего знаменитыми татуировками Love и Hate на костяшках пальцев.
Тише... тише, милая Шарлотта (Hush...Hush, Sweet Charlotte), 1964, режиссер – Роберт Олдрич
Все-таки Олдрич – уникальный голливудский режиссер. Трудно найти в истории кино второго человека, который бы с равным мастерством снимал крутые военные боевики и кино о женских психозах. 1927 год, Луизиана, стареющая наследница богатой семьи доживает свои дни в разваливающемся родовом поместье, которое собираются снести. Одновременно с этим ближайшие родственники занимаются газлайтингом с целью свести её в могилу и прибрать к рукам остатки наследства. Есть только один нюанс: героиня чуть более вменяема, чем хочет казаться.
Избавление (Deliverance), 1972, режиссер – Джон Бурмен
Один из самых скандально известных фильмов Нового Голливуда. История о четырех янки, отправившихся отдохнуть в болота Джорджии и нарвавшихся на не самый гостеприимный прим местных аборигенов. Фильм определенно расширил границы допустимого в Голливудском кино, вдохновил Тарантино на сцену с Зедом и Марселласом Уоллесом в «Криминальном чтиве» (о чем последний сам не раз упоминал) и оказал существенное влияние на хорроры 70-х («Техасская резня бензопилой», «У холмов есть глаза» и другое кино о туристах, попадающих в гости к маньякам-деградантам в американской глубинке).
Мудрая кровь (Wise Blood), 1979, режиссер – Джон Хьюстон
Драма и сатира в одном, насмехающаяся над специфической культурой уличных проповедников весьма вольно трактующих писание. Хьюстон демонстрирует, что если использовать знаковые евангелистские, формы можно нести любую ересь, включая «Церковь без Христа», и это будет воспринято на американском юге совершенно нормально.
Южное гостеприимство (Southern Comfort), 1981, режиссер – Уолтер Хилл
Один из самых недооценённых режиссеров Голливуда Уолтер Хилл снимает свою версию «Избавления», но в более легком стиле, что не делает фильм ни капельки хуже. Подразделение американской национальной гвардии становится объектом охоты для Каджунов в болотах Луизианы. Слегка напоминает вышедших значительно позже «Хищника» и «Трудную мишень».