В столице сохранилось множество особняков и усадеб, принадлежавших финансовой элите царских времен. Большая часть в советское время была передана дипломатам других стран, меньшая - государственным учреждениям. Многие из них открыты для посещения только в определенные дни по предварительной записи. В серии постов мы расскажем про те, куда можно прийти в любой день.
Дом Рябушинской
Мода “записывать на жену” родилась не в 90-е, а еще в 19 веке. Богачи уже тогда пытались казаться скромнее. Поэтому почти все московские особняки назывались по фамилиям жен.
Семен Рябушинский, как и большинство богатейших предпринимателей конца 19-начала 20 веков, был старообрядцем. Владел сетью легкопромышленных мануфактур и банком. К 1916 году основал автомобильный завод, который впоследствии станет ЗиЛом.
В 1900 году он заказал самому модному тогда архитектору Федору Шехтелю дом.
Эксперементировавший с модерном Шехтель создал один из ярчайших его образцов, взяв за образец недавно построенный для видного австрийского политика под Веной особняк. Но содержание дому он придал свое, с налетом символизма. Первый этаж олицетворяет водный мир, второй — воздушный, а третий — горный. Общая концепция совместила раннехристианское представление о строении мира и одну из основных идей модерна - единения человека с природой.
Сюда стоит прийти хотя бы ради ставшей знаменитой лестницы-волны с лампой-медузой. Столь смелые элементы модерна для старообрядческой семьи Шехтель совместил с домашней часовней и мастерской по реставрации икон. После революции семья эмигрировала, а дом почти полтора десятка лет переходил от одного госучреждения к другому.
В 1931 году в СССР вернулся Горький и его разместили в этом, как он писал “нелепом доме”. Здесь встречался с писателями Сталин, решалась судьба Шолохова, появился термин “соцреализм”. С 1965 года в доме был музей Горького, частично он присутствует в нем и сейчас.