Найти в Дзене

Космическая миссия 17-го века. Как англичане собирались стать космонавтами и полететь на Луну

Оглавление

В этом году мир празднует отмечает пятидесятилетие первого полета людей на Луну. Но немногие знают, что самая первая попытка достичь спутника Земли была предпринята в Англии еще в 17 веке.

Юмористическая иллюстрация полета на Луну
Юмористическая иллюстрация полета на Луну

Один из величайших научных умов своего времени, доктор Джон Уилкинс, основатель Королевского общества, планировал собственную лунную миссию четыре столетия назад во время гражданской войны в Англии.

Это были не пустые слова. Вдохновленный великими путешествиями Колумба, Дрейка и Магеллана по всему миру, доктор Уилкинс представлял, что эти события - лишь один маленький шаг к Луне.

Уилкинс, который был зятем Оливера Кромвеля, изучал возможности полета на Луну в своих двух книгах. Его записи показывают, что он первым начал исследовать прототипы космических кораблей или летающих колесниц, как он их называл, для перевозки космонавтов.

17-й век для науки был золотым периодом. Были сделаны ряд открытий в географии, астрономии и анатомии.

Наблюдения Галилея через телескоп доказали, что древние представления о Вселенной были неверны. Поверхность Луны оказалась похожей на земной ландшафт. На ней были горы, обширные равнины и то, что средневековые ученые называли ямами, а мы называем кратерами. Лунные особенности напоминали заливы и мысы.

Джон Уилкинс родился в 1614 году недалеко от Нортгемптона в семье ювелира. Он окончил колледж Магдалины в возрасте 17 лет и стал учителем, а затем священнослужителем.

Джон Уилкинс
Джон Уилкинс

Его интересы проявились в таких изобретениях, как первый пистолет и спидометр. Он придумал радужную машину для развлечения гостей в своем саду и надувную резиновую камеру - прототип пневматической шины.

Луна «должна быть населена»

В 1638 году, когда ему было всего 24 года, Уилкинс выпустил книгу «Открытие нового мира на Луне». Он разделял популярное тогда мнение, что другие планеты и Луна должны быть обитаемыми. Изобретатель хотел встретиться с селенитами, как их тогда называли, и даже наладить с ними торговые отношения.

Уилкинсу пришлось столкнуться с проблемой как покинуть Землю задолго до того, как падающее яблоко заставило Исаака Ньютона определить силу гравитации.

Уилкинс полагал, что нас удерживает на Земле форма магнетизма. Наблюдения за облаками подсказали ему, что если человек достигнет высоты всего 20 миль, он освободится от этой силы и сможет летать в космосе.

Черпая вдохновение в устройстве часовых механизмов и пружин, Уилкинс задался идеей построить настоящий «космический корабль», летающий аппарат с мощной пружиной и крыльями. В качестве топлива для примитивного двигателя внутреннего сгорания планировалось использовать порох.

Крылья корабля по мнению изобретателя должны были быть покрыты перьями высоко летающих птиц, таких как лебеди или гуси. Траектория взлета должна проходить под небольшим углом - точно так же, как и у современных самолетов.

Луна
Луна

В космосе «не нужна еда»

Современные астронавты питаются специальной космической едой, приготовленной для невесомой среды. Уилкинс полагал, что его космонавты не будут хотеть есть. Полагаясь на свидетельства длительных голодовок, он утверждал, что в космосе, свободном от «магнетизма» Земли, пищеварительная система человека не будет испытывать потребность в пище.

Точно так же он думал и о дыхании в космическом пространстве. Ему было известно, что люди на большой высоте в горах страдают от одышки, которая со временем проходит. По его мнению это происходило из-за того, что их легкие не привыкли к чистому воздуху, которым дышат ангелы. Поэтому космонавты быстро привыкнут к нему и смогут дышать во время полета на Луну.

Записи Джона Уилкинса свидетельствуют, что он проводил эксперименты по созданию космических летательных аппаратов с другим ведущим ученым того времени, Робертом Гуком, в садах колледжа Уэдхэм, Оксфорд, примерно в 1654 году. Но к 1660-му году он начал понимать, что космические путешествия на самом деле не такие простые, как он себе вообразил и полностью разочаровался в них.