D2.072
Обедал сегодня в кафетерии (худею!). В него вбежали малые дети и стали активно выбирать пирожки и сладости. А я сразу вспомнил случай, произошедший со мной в подобных обстоятельствах в первой половине уже таких далеких 80-х…
Дело было в южноукраинском городе. Я любил бывать в кафешке «Пид каштанамы». Там делали неплохой кофе и всегда была свежая и вкусная кондитерия. И вот однажды, я вхожу туда и становлюсь в очередь за мальчонкой явно дошкольного возраста, который водил пальцем по стеклу прилавка, выбирая себе пирожное. Перед ним стояла женщина. Я подумал, что это ее сын, но, оказалось, что нет. И когда она отошла от кассы, ребенок высыпал на тарелочку для денег несколько монет и молча показал продавщице на желаемое.
Торговка взяла деньги, пересчитала копейки и сказала, что их не хватает. Вернула кругляшки на прилавок и подняла взгляд на меня, давая незадачливому покупателю понять, что с ним она закончила общение. Но мальчик не уходил. Я посмотрел на него сверху вниз, увидел его поднятые вверх глаза и хлопающие ресницы и понял, что он сейчас заплачет. Да и я сам уже с трудом удерживал слезу. Представив себя на его месте, и ощутив обиду и непонимание того, почему «мне» не дают то, что я хочу, хотя я тоже дал деньги, как все остальные это делают.
Я поднял влажнеющие глаза на женщину и сказал: «Возьмите недостающие деньги с меня. Дайте мальчику пирожное!»
Она удивленно спросила: «Это Ваш ребенок?!»
Я ответил: «Какая разница – чей? Это не мой ребенок. Это просто ребенок, это сначала ребенок, а потом – покупатель».
Дама посмотрела на меня, как на сумасшедшего, но потом густо покраснела и резво выдала мальчонке сладость. После этого она быстро и суетливо обслужила меня. Видно, ей было стыдно, и это меня обрадовало: значит, совесть у нее еще жива!
Я пил свой напиток, смотрел в окно и думал: «Какие же мы, все-таки, роботы! Входя в какую-то роль, мы забываем главное: что мы – люди! Сначала люди, прежде всего – люди! А потом уже продавцы и покупатели, капиталисты и рабочие и т.д., и т.п. Мы выполняем предписанную нами обязанностями программу, да так, что она подавляет то, что никогда не должно быть побеждаемо».
Люди! Давайте же не будем забывать, что наша главная роль – быть человеком! А все остальное – второстепенно. Я понимаю, что иногда очень трудно, невыгодно и даже смертельно опасно быть на высоте, и не требую от каждого героизма. Но ведь в подавляющем большинстве случаев совсем не надо никакого геройства. Нужно очень и очень мало, чтобы оставаться человеком. И если мы будем, для начала, хотя бы в мелочах людьми, то сразу же сами собой отпадут многие наши и личные, и общественные проблемы. Ибо причина их не вне, а в нас самих. В наших пустых душах и глупых, зомбированных умах.
Антон Совет
02.05.2019 16:15