Итак, мой «писательский» эксперимент завершен. Книга, моя первая настоящая печатная книга опубликована. Две небольшие повести и рассказ, всего 120 страниц А5 формата. Со всеми этими загадочными штрих-кодами и циферками классификатора. И даже в библиотеки поступила, согласно законодательству, 16 экземпляров разослал.
В личной зачетке – твердая пятерка. Довел дело до конца. Опробовал писательское ремесло на практике. Именно как прикладное ремесло, а не творчество для души. Изучил всяческие тонкости и нюансы. Вдоволь наобщался с коллегами по цеху. И теперь твердо могу заключить – ну его нафиг.
Напомню, речь идет о художественной литературе для взрослых. В сегментах «нон-фикшн» и книг для детей работают немного другие законы. Впрочем, это было понятно заранее. Как и то, что печататься надо самому, не прибегая к таким отжившим свой век институциям, как издательские компании.
Мысль по ходу. Сейчас, когда каждый может за свои средства (причем, вполне недорого) нанять литературного редактора, иллюстратора и корректора, а верстку и типографское сопровождение организовать через онлайн-сервис, у издательства осталась одна эксклюзивная функция - отбор качественных (с коммерческой точки зрения) текстов. И эту функцию легко сможет взять на себя крупная розница, если она, конечно, не сдохнет в ближайшее время окончательно под давлением электронных форматов коммерции.
Впрочем, доступностью издательских онлайн-сервисов обольщаться не стоит. Книгу мало опубликовать, ее надо доставить до читателя. Казалось бы, если речь об электронном тексте, тут все должно решаться как-то само собой. Особенно, если этот текст распространяется бесплатно. Но не тут-то было.
И Ридеро, и ЛитРес – гигантские кладбища слов. Твое «уникальное» творение мгновенно теряется в массе подобных. И это тот случай, когда нулевая цена ничего не гарантирует. Абсолютно.
Окей, почему бы не сменить стратегию? А что если выставить текст в электронных магазинах за деньги? Вложить некоторый ресурс в продвижение, отбить затраты за счет продаж. Отличная же идея?
Черта с два. Если я хочу получить за проданный экземпляр хотя бы полтинник, сверху накрутят весь комплект зарплатных налогов и отчислений (и никого не волнует, что я могу выступить индивидуальным предпринимателем). Затем комиссия «родного» магазина – той издательской системы, где книга опубликована. Если книга выставляется в партнерских магазинах, те добавляют свою комиссию. Итого, заявляя в Ридеро гонорар 50 рублей за экземпляр, я вижу в ЛитРесе розничную цену на свою книгу… 200 рублей. Двести!
Чтобы продать книгу за 200, нужно ее рекламировать. Можно самому. Или пробовать, например, эксклюзивные условия публикации, предлагаемые ЛитРесом. Или покупать пакеты платного продвижения у тех же самых издательских систем. Но к каким бы ухищрениям ты не прибегал, получить стоимость лида меньше 30-40 рублей сейчас просто невозможно. Даже если ты бог интернет-маркетинга. Это какую конверсию надо иметь, чтобы просто окупить процесс? А тем более, заработать!
Отлично. Но у меня 5000 друзей и 1200 подписчиков на Фейсбуке, еще полторы тысячи Вконтакте и 2600 в Инстаграм. Понятно, что общим итогом это от силы две с половиной тысячи уникальных персон. Но конверсия на лояльной аудитории может оказаться существенно выше, стоимость контакта при хорошем нативном контенте (анонсы, фрагменты текста, история написания книги и т.п.) – вообще нулевая. На «домашней» издательской площадке можно оптимизировать гонорар до 100 рублей при 150 розничной цены. И заработать… от силы пару-тройку десятков тысяч.
Хорошо, что я так не стал поступать. Почему? Расскажу позже. А поступил я по-другому. Весь этот ресурс персонального СММ я развернул на краудфандинг. Создал проект на Планете. Цель проекта – выпуск печатной версии. Потому что на версию электронную как-то совсем глупо собирать, тем более, что книга уже написана и опубликована.
Когда, уже после закрытия проекта, я обсуждал этот механизм со своей коллегой по «цеху», писательница Лена сказала, что проще не возиться с платформами краудфандинга, просто номер карты на Фейсбуке публиковать. Так оно и есть. Потому что, по итогу, проект поддержали только друзья и знакомые, не считая анонимной персоны, пожертвовавшей от щедрот душевных… 1 рубль.
Сначала я определил целью проекта 15 000 рублей. Затем решил добавить в сборник вторую повесть и обратился с этой идеей к миру. В итоге получилось 22 тысячи, 9 из которых внес неожиданно всплывший из далекого прошлого знакомый. Еще четверо пожертвовали по 2000. Я думал, человек сто внесут рублей по 250, но судьбу проекта решили пятеро состоятельных друзей. Всего поучаствовали 20 человек – в разы меньше ожидаемого.
И это несмотря на то, что ссылку на проект я публиковал раз шесть – ее каждый раз лайкали, комментировали, поздравляли с дебютом, обещали поучаствовать. В личке отправил ее минимум сотне адресатов – всем, кто оставлял комментарии или напрямую интересовался. В чем причина столь низкой конверсии? Может, книга попросту хреновая? Или «друзья» у меня так себе? И сам я гавно, раз таких друзей заслужил у Вселенной?
Слава богу, все эти упаднические мысли были отринуты сразу. Потому что хватило ума кое-какие цифры сопоставить и увидеть истинную причину. Какую? Ту самую, о которой я обещал поговорить позже. Еще чуть-чуть, и мы до нее доберемся.
Я же для полноты картины закончу рассказ о своих маркетинговых экспериментах. Тираж доставили, и я договариваюсь со своим приятелем – хозяином бара по соседству – насчет презентации. Олег выделяет небольшую сумму на велкам-дринк, певицу и фотографа – и отбивает ее неоднократно. Такого аншлага по средам в его заведении никогда не бывало. В течение двух часов через бар прошло человек 70. Очень душевно получилось, но речь не об этом.
Я дерзнул выставить в баре книгу по 400 рублей. Купили примерно 25 экземпляров. Десятка – вот моя чистая прибыль по итогам длинной и хитроумной маркетинговой комбинации. Хотя, половину этой суммы я на радостях в тот же вечер в баре и оставил.
Нет, конечно, бумажный экземпляр обладает своей мощной ценностью. Плоть от плоти, я беру в руки книгу каждый раз с какой-то совершенно отцовской гордостью. Ее можно подписать и подарить.
Я оставил в баре десяток экземпляров – в сетях засыпали вопросом, где можно купить. За эти две недели не продан ни один, хотя собиралось за ним заглянуть человек 20. Зато я пару раз вечерком за кружкой пива небрежным жестом подписывал свою книгу случайной собеседнице, попросив бармена достать ее с полки:
- А вы чем занимаетесь в жизни?
- Книги пишу.
- Ой, правда?
- Хотите, подарю?
Мелочь, а приятно. Возвращаясь к маркетингу, розница – это вообще тупик тупиков, тут даже рассуждать не о чем. Упомянутая выше Елена продает свои книги лично. У меня же осталось не так много экземпляров, чтобы брать за них деньги.
По итогу, я не опробовал только одну ключевую ветку – продажу текста для его экранизации или сценической постановки. Впрочем, этим никогда не поздно заморочиться. Возможно, когда появится ресурс времени и сил, я сыграю и в эту игру.
А теперь о главном. О том, почему все упомянутые стратегии изначально проигрышные. Почему даже очень талантливый текст (я не про себя конкретно, хотя порой повесть кажется мне гениальной) сейчас имеет минимальные шансы прорваться в массы. Пройти количественный барьер, за которым начнется его самостоятельная жизнь.
Более трех месяцев повесть «Я знаю, как тебе помочь» опубликована на Ридеро. Она размещена там бесплатно. Ссылка на текст была указана в проекте на Планете. Более десятка раз я публиковал ее в моих аккаунтах, рассылал сотнями личных сообщений. Вся эта шумиха с краудфандингом, с презентацией. Друзья оставляли и продолжают оставлять отзывы в своих соцсетях.
Повесть скачали 144 раза. Всего.
Бесплатно.
При таком уровне интереса к текстам книга может с равным успехом быть и шедевром словесности, и унылым гавном. Публикуй, не публикуй, все равно получишь…