Найти в Дзене
VATNIKSTAN

«Москва – Петушки» глазами художника

Не в первый раз в наше поле зрение попадает легендарная поэма «Москва — Петушки», одно из самых известных произведений неофициальной советской литературы второй половины XX века. Некоторые деятели культуры черпают в нём вдохновение и сегодня. Наш автор Анна Терещенко посетила выставку «Венедикт Ерофеев — „Москва — Петушки“ — художник Кирилл Мамонов», открытую в доме Ильи Остроухова в Трубниках с 29 марта по 5 мая 2019 года, и рассказывает о творчестве художника Мамонова и его связях с писателем Ерофеевым. Кто из нас не помнит Веничку, знаменитого героя поэмы «Москва — Петушки»? При упоминании его автора в голове всплывает образ мужчины, курящего сигарету и задумчиво смотрящего вдаль — из самой тиражируемой и популярной фотографии Ерофеева, которой украшены многочисленные обложки книг и заголовки статей. Однако какие образы, ассоциации и ситуации рисуются в воображении при мысли не об авторе, а именно о его знаменитой поэме? О том, как видит произведение «Москва — Петушки» московский ху

Не в первый раз в наше поле зрение попадает легендарная поэма «Москва — Петушки», одно из самых известных произведений неофициальной советской литературы второй половины XX века. Некоторые деятели культуры черпают в нём вдохновение и сегодня. Наш автор Анна Терещенко посетила выставку «Венедикт Ерофеев — „Москва — Петушки“ — художник Кирилл Мамонов», открытую в доме Ильи Остроухова в Трубниках с 29 марта по 5 мая 2019 года, и рассказывает о творчестве художника Мамонова и его связях с писателем Ерофеевым.

Кто из нас не помнит Веничку, знаменитого героя поэмы «Москва — Петушки»? При упоминании его автора в голове всплывает образ мужчины, курящего сигарету и задумчиво смотрящего вдаль — из самой тиражируемой и популярной фотографии Ерофеева, которой украшены многочисленные обложки книг и заголовки статей. Однако какие образы, ассоциации и ситуации рисуются в воображении при мысли не об авторе, а именно о его знаменитой поэме? О том, как видит произведение «Москва — Петушки» московский художник Кирилл Мамонов, можно узнать, посетив выставку его работ в Доме Остроухова в Трубниках.

В качестве поводов выставить работы в музее послужили два события — 24 октября 2018 года исполнилось 80 лет со дня рождения Венедикта Васильевича Ерофеева и осенью этого года будет 50 лет поэме «Москва — Петушки». Это не первая выставка художника Мамонова в этом музее, пять лет назад Кирилл Мамонов уже представлял свои работы в Доме Остроухова, поэтому сотрудничество музея и художника нельзя назвать дебютом.

Что связывает Кирилла Мамонова и Венедикта Ерофеева?

Художник родился в 1937 году в Москве. Он всего на год старше покойного автора произведения «Москва — Петушки». Ерофеев родился в пригороде Кандалакши в посёлке гидростроителей Нива-3, что значительно далеко от столицы. Уже позже, в 1955 году он приезжает в Москву учиться в МГУ на филологическом факультете. Вуз писатель не окончил, зато попробовал много разных профессий и пожил в нескольких городах России. Только в 1976 году он прописался в столице. На тот момент «Москва — Петушки» уже была опубликована в Израиле (это произошло в 1973 году). На родине произведение опубликовали сначала в журнале «Трезвость и культура» в 1988 году в цензурном варианте и в 1989-м в альманахе «Весть» с использованием всей авторской лексики.

-2

Мамонов начал активно выставляться с 1961 года. Его работы представлены в собраниях Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного Русского музея и других местах. Художник и писатель были знакомы, но назвать друзьями их сложно. Поэтому работы выставки отражают, скорее, взгляд одного творца на литературное произведение другого, которое близко ему по духу и которое коррелирует с его творчеством. Так, в 2013 году в Государственном центре современного искусства прошёл «Вечер Кирилла Мамонова, посвящённый юбилею Венечки Ерофеева», где художник представил свои работы, отражающие их с Ерофеевым творческую эпоху.

Чем особенен Кирилл Мамонов?

Среди его выставок — «Кирилл Мамонов. Из фондов графики XX века» из серии «Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает свои запасники», «Автопортрет» в Московском Союзе Художников на Кузнецком, в архиве Музея современного искусства «Гараж» хранятся графические работы художника. Помимо выставочной деятельности Мамонов продает свои картины на аукционах. Будет ли выставлена впоследствии на продажу серия работ «Москва — Петушки», пока неизвестно, но после выставки эти картины перейдут обратно к Мамонову.

-3

Своё восприятие работ художника известный мультипликатор и общественный деятель Юрий Норштейн описывает так:

«Кирилл для меня явление некоего абсолютно трагического порядка. Зрителями это не воспринимается, по крайней мере, сразу. Никто не хочет приближать к себе горечь. А Кирилл в этом живёт… Он обо всём, даже о самых горьких вещах рассказывает с юмором, всегда находит какие-то моменты, которые всё это вдруг превращают в карнавал.
Ему восемьдесят уже стукнуло. А он до сих пор пацан… Простодушие, наивность и абсолютная точность ощущения мира… Это одна смесь. И в этом он абсолютно уникален».

Если вы любите «Москва — Петушки» и хотите сравнить свой взгляд с видением Кирилла Мамонова — следует сходить на выставку до 5 мая.

-4

Читайте информацию о выставке на сайте Государственного литературного музея.

О Венедикте Ерофееве на VATNIKSTAN выходили материалы «Великолепная семёрка. Советские писатели-контркультурщики» и «Интерактивная карта „Москва — Петушки“».

Источник

Подписаться на VATNIKSTAN zen || vk || facebook || telegram