Найти тему
Русский мир.ru

Щелоковская Масленица

Раз весна пришла – значит, хорошо ее зазывали!.. А мы вам расскажем, как прощались с зимними холодами в Нижнем Новгороде и почему нижегородцам повезло, что у них есть музей под открытым небом «Щелоковский хутор», где можно отпраздновать Масленицу по-настоящему щедро, весело и широко.

Текст: Валентина Переведенцева, фото: Александр Бурый

Лесопарк Щелоковский хутор, а в народе попросту «Щелчок» – обширная зеленая зона, которая занимает часть сразу двух районов Нижнего Новгорода. С севера это бывшая Марьина роща, с юга – лесные владения, принадлежавшие в конце XIX века бакалейщику Щелокову, наладившему в этих местах производство сахара. Название ближайшей остановки общественного транспорта, «Сахарный дол», как раз привет из тех времен. От нее до входа в архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор», что расположился на территории лесопарка, – полтора километра по узкой дороге.

Баранки с лотка вкуснее магазинных
Баранки с лотка вкуснее магазинных

10 марта на календаре: сугробы вместо тротуаров, любимая народная забава «найди место для парковки» – и вот даже автовладельцы оставляют свои машины где придется и тянутся друг за другом ко входу в музей. Сотни и сотни горожан – это притом, что официально Масленицу отмечают в Прощеное воскресенье еще на 24 публичных площадках города. С бесплатным, в отличие от музея, входом и со всеми общеизвестными увеселениями – концертом, ярмаркой, сжиганием чучела – можно, казалось бы, и не ездить далеко.

Что же заставляет не только нижегородцев, но и туристов приехать в этот день именно на «Щелчок», добраться до которого – отдельное приключение? Почему от 2 до 5 тысяч человек собирается здесь ежегодно есть блины, водить хороводы и провожать зиму?

-3

РУССКИЙ ДУХ

«Посторонись!» – звенит колокольчик под дугой, и мимо проезжают сани, запряженные лошадкой. Следом идет лоточник в ярком кафтане, выкрикивая: «Иван-чай с Городецкого района! Хлебушек на закваске! Сушки!» Дети тянут к нему родителей: этот почти сказочный на вид дед торгует пусть и не привычными конфетами, а хочется купить у него хотя бы что-то, выбрав сувенир с лотка на широкой ленте.

Масленица на Щелоковском хуторе отмечается в аутентичных декорациях музея под открытым небом. Это не просто городская площадь или полянка в парке – здесь собрано полтора десятка памятников сельской архитектуры конца позапрошлого века, которые по бревнышку перевезли из разных районов области. Церкви, избы, амбары и овины, колодец со ступальным колесом и водяная мельница… «Машина времени», которая переносит из обычных городских будней в день, когда прапрапрабабушка доставала из сундука сарафан понаряднее.

Но исконный дух праздника, ради которого люди приезжают именно сюда, создают не только старинные постройки и красивая природа.

-4

Сценарий и праздничная программа местной Масленицы основаны на серьезных этнографических исследованиях. Это – реконструкция традиционных гуляний Нижегородской губернии конца XIX – начала XX века, дорогая сердцу тех, кто ценит традиционную русскую культуру. Такую публику общепринятые элементы современных народных праздников, скорее, раздражают – нет, вопреки обычному, особого ажиотажа около детского «аквагрима», молчаливо топчется у своего товара продавец шаров, наполненных гелием, а иные посетители морщат нос, когда дым мангалов, на которых готовится шашлык, перебивает запах блинов. Здесь особый успех у тех торговцев, кто помнит, что «щи да каша – пища наша».

– И что на обычных праздниках всё бургеры да сэндвичи предлагают, а гречку вот такую не продают? – рассуждает молодой мужчина, кормящий с ложки ребенка за одним из столов. – Ведь и недорого, и полезно, и намного вкуснее!

Колодец со ступальным колесом конца XIX века из Городца (справа) и Покровская церковь села Старые Ключищи (1731) — экспонаты музея
Колодец со ступальным колесом конца XIX века из Городца (справа) и Покровская церковь села Старые Ключищи (1731) — экспонаты музея

Тут и там продаются воткнутые прямо в снег на деревянных шесточках куклы из мочала, в одежке из ситцевых лоскутов, украшенные разноцветными лентами.

– Это традиционная обережная кукла, – рассказывает одна из мастериц-рукодельниц, по имени Гуля. – Зовут ее Морена, в честь славянской богини – воплощения зимы. У нее принято просить, чтоб забрала все худое, что накопилось за год. Для этого надо с куколкой ласково поговорить, рассказать ей про все свои беды-несчастья, а потом сжечь – можно в общем костре, когда пойдут большую Морену сжигать, а можно и отдельно.

Шум и гам доносятся с соседнего огромного сугроба – там дети соревнуются за сладкие призы, играя в «Царя горы». Ведущий в микрофон объявляет, что до подведения итогов очередного захода осталась минута, включает погромче веселые народные переливы (за музыкальное сопровождение праздника отвечает нижегородский композитор, этномузыколог, худрук ансамбля «Свети-Цвет» Андрей Харлов. – Прим. авт.), и с вершины летит вниз очередной несостоявшийся «царь» лет восьми, румяный и с азартным блеском в глазах.

– Смотри, смотри, какая упорная! – «болеют» взрослые зрители за девчушку со связкой баранок поверх розового пуховичка. Та, несмотря на многочисленные падения, упрямо лезет вверх. – Да легкая она слишком против этих пацанов!..

Традиционно на Масленицу делают обережную куклу — символ зимы
Традиционно на Масленицу делают обережную куклу — символ зимы

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА, МЫ ТОБОЮ ХВАЛИМСЯ…»

– Коллектив у нас небольшой, в общей сложности на плечи 16 сотрудников ложится вся подготовка, – раскрывает закулисье праздника Елена Шабалина, методист архитектурно-этнографического музея-заповедника. – Нужно и территорию расчистить от снега, и обеспечить порядок – этим занимается хозяйственный отдел из четырех человек. Научно-просветительский отдел воплощает в жизнь сценарий праздника, координируя все площадки с работой фольклорных коллективов, артистов и других выступающих. А это не только музыкальные или танцевальные номера, но и разные художественно-обрядовые формы. И ряженый медведь у нас ходит, и вспоминаем мы чествование Козы в первую неделю Великого поста – знаменитую Козью масленицу. Главный режиссер и сценарист – заведующая научно-просветительским отделом музея Ольга Ляпаева, этнограф с тридцатилетним экспедиционным стажем.

На сцене действительно поют так, как пели, должно быть, наши прапрабабушки: многим ли повезло слышать эти песни в живом исполнении?.. Этномузыканты привезли их из поездок по деревням, бережно обработали и постарались как можно точнее воспроизвести звучание, сохранив мелодии и ритмы, манеру исполнения, сам дух этих песен. Многие нижегородцы специально приезжают на Щелоковский хутор, чтобы послушать «Свети-Цвет» – старейший самобытный фольклорный коллектив области, а еще их молодых воспитанников – детский ансамбль «Оладушки».

Не оскорбит сегодня ушей пришедших на праздник обычная хитовая «попса» – со сцены звучат старинные деревенские песни и заклички в исполнении фольклорных ансамблей «Синий лен» и «Макошь», ансамбля музея-заповедника «Град Китеж», села Владимирское «Покрова». Будут веселить народ детские фольклорные коллективы поселка Ильиногорск «Веретёнце» и «Чекуры» села Суворова.

А в перерывах между пением – ряженые номера «Указ Масленицы» и выступление с ученым «Медведем», разучивание с гостями традиционных танцев и даже конное шоу от казачьего клуба «Нижегородское ландо», где наездники лихо демонстрируют джигитовку и фланкировку шашками.

Организацией праздника, который ежегодно посещают тысячи горожан, занимаются 16 сотрудников музея
Организацией праздника, который ежегодно посещают тысячи горожан, занимаются 16 сотрудников музея

«ЛОВИ БЛИН!»

– Многие идеи, основанные на обрядовых действиях XIX – начала XX века, сейчас воплотить трудно. Прежде всего потому, что современной публике некоторые моменты могут быть непонятны и непривычны, даже показаться отталкивающими, так как корней этих ритуалов уже не знают – они ушли из городской культуры, – сетует Елена Шабалина.

Чтобы убедиться в справедливости ее слов, далеко ходить не нужно. Не первый год воспроизводят на Щелоковской Масленице традиционный обряд метания блинов – у подготовленных зрителей летящие со второго этажа горячие блины вызывают лишь добродушный хохот и даже некоторый ажиотаж. Ведь по народному разумению, поймавшего горячий блин ждет сытный и благополучный год!

Но в этот раз традиционный обряд наделал много шуму: видео с разбрасыванием блинов появилось в нескольких популярных интернет-пабликах, а там, в свою очередь, оно вызвало, мягко говоря, неоднозначную оценку. Современные пользователи соцсетей по незнанию сочли традицию... оскорблением и пищи, и людей.

Научному сотруднику музея Максиму Олюнину пришлось публично оправдываться и просвещать не помнящих своих традиций россиян:

– Блины – это не просто продукт питания, это ритуальная пища, символ. Раньше их бросали из саней, с крыш, из окон. Забрасывали на ветви деревьев, что сродни забрасыванию обрядовой выпечки на Благовещение и другие весенние праздники.

Какие проводы зимы без катания с горок?
Какие проводы зимы без катания с горок?

Прокомментировал «блинный скандал» и научный сотрудник лаборатории теоретической фольклористики Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы Дмитрий Доронин:

– С детства нас учили: «Не играй с едой! Не кидайся хлебом!» Но здесь – совсем другой случай. Кажущееся хулиганство имело глубокий обрядовый смысл: масленичные обжорства, еда, отдаваемая, швыряемая, словно из рога изобилия, направо и налево, всем вокруг – все это должно происходить в этот день, чтобы обеспечить достаток, плодородие, урожай грядущего года. Согласно нашим экспедициям, в некоторых деревнях на юго-западе Нижегородской области на деревенских праздниках блины летели не только в костер, что было ритуальным уничтожением скоромной пищи перед постом, но и в народ.

На сцене — только лучшие фольклорные коллективы Нижнего Новгорода и области
На сцене — только лучшие фольклорные коллективы Нижнего Новгорода и области

КУЛАЧНЫЙ БОЙ – СИЛА!

Что еще могло шокировать незнакомых с народными традициями горожан на Щелоковской Масленице, так это кулачные бои. От одних только обнаженных мужских торсов на морозе, на фоне белого снега захватывало дух. А уж когда бравые молодцы по команде сходятся «стенка на стенку» и по-настоящему яростно молотят друг друга, слабонервным вообще лучше не смотреть!.. Но звучит свисток, и они расходятся, улыбаясь соперникам, а то и обнимаются руками в боксерских перчатках.

– Три-четыре года назад я начал заниматься боксом, – рассказывает участник выступлений Данил Антонов. – А в прошлом году друг предложил мне поучаствовать в боях на Масленицу. Техника и дух здесь, конечно, отличаются: если в боксе ты постоянно «закрыт», стараешься ударить соперника и не дать ударить себя, работаешь на результат и выигрыш, то в кулачном бою движения более открытые, размашистые. Ты как бы говоришь: «Я тебя побью, покажу свою силушку, но если и мне от тебя попадет – ничего страшного». Бьем сильно и жестко, но без злобы, аккуратно – нет цели «вырубить» соперника. Нас зрители часто спрашивают: как вы понимаете, кто победил? А нет такой цели, главное – не победа.

Даже мушкетеры празднуют Масленицу!
Даже мушкетеры празднуют Масленицу!

Помимо «стенки на стенку» в программе есть и бои один на один. По словам Данила, они хоть и не так зрелищны, зато для бойца – самое интересное:

– Поединок длится от 15 до 30 секунд, за это время выложиться и показать что-то особенное, конечно, не успеваешь. Но успеваешь почувствовать противника, пробуешь себя с разными соперниками. Не ожидал – а тебе «надавали». Или наоборот!

Исторически на Масленицу мерились силой не просто так, а чтобы «родился сильный урожай». Такие бои были не местом для личных разборок. Наносить друг другу серьезные увечья, мстить, идти в бой с ножами и другим оружием запрещалось. Братский дух битвы заметен и сейчас, особенно когда перед боем соперники кричат хором вслед за заводилой:

«Кулачный бой – МЫ!

Кулачный бой – СИЛА!

Кулачный бой – НИ ШАГУ НАЗАД!»

Хоть и жаль кукол, а все же по традиции их нужно сжечь — как и большое чучело зимы
Хоть и жаль кукол, а все же по традиции их нужно сжечь — как и большое чучело зимы

НА ШТУРМ!

– Раз есть нападающие, то должны быть и защитники, – громко объявляет ведущий, и на пятиметровую стену из снежных кирпичей смело взбираются желающие из собравшейся толпы.

Говорят, штурмовать снежные крепости впервые начали в Сибири, где это задумывалось чем-то вроде памяти о покорении дальних земель. Но потом традиция шутливого сражения прижилась и в других губерниях. Сейчас-то далеко не везде встретишь такую забаву в масленичной программе: прежде чем крепкую да высокую крепость взять штурмом, ее ж надо построить!..

Готовность гостей активно включиться в праздничное действо радует организаторов больше всего
Готовность гостей активно включиться в праздничное действо радует организаторов больше всего

Даже не сожжение нарядной грудастой Морены больше человеческого роста становится для меня главным эмоциональным моментом Щелоковской Масленицы. А вот эта минута, когда ватага мужиков и парней в народных костюмах с криком и гиканьем бросается на крепость, попадая под яростный обстрел снежками. Они становятся живой лестницей, взбираются по плечам товарищей и, несмотря на сопротивление «защитников», переваливаются за стену – может, не так изящно, как богатыри в исторических фильмах, зато с неподдельными эмоциями, с громким победным «Вперед!..».

Сама крепость на удивление хорошо стоит под этим напором силушки молодецкой и еще долго, пожалуй, будет радовать потом детей – до той самой поры, пока не «возьмут» ее, растопив до основания, теплые весенние лучи.