Наём персонала сложная и ответственная задача. Выбрав не того можно завалить всю работу предприятия. Для такой работы требуется здоровый цинизм.
Начальники вообще довольно циничный народ. Работа у них такая. Будешь мягким - подчинённые сядут на шею. Но одно дело - здоровый цинизм, суровость ради поддержания порядка. Совсем другое дело - игнорирование всяческих норм морали и закона.
С какой-то маниакальной настойчивостью ЯндексДзен регулярно подбрасывает мне в ленту одну статейку про подбор персонала: "12 типов людей, которых я бы не взял на работу".
Дрянь статейка. Набор клише и поверхностных выводов. Первый раз прочитал - плюнул и забыл. Но она всплывала снова и снова. После пятого раза она меня достала и я решил написать ответ.
Итак, приступаю. По пунктам, аналогично оригиналу.
1. Опаздывающий. Имеется в виду - опоздавший на собеседование. Разумеется опоздание не есть хорошо. При прочих равных - явный минус кандидату. Только сразу отказывать в приёме на работу исключительно из-за опоздания не слишком ли? Может стоит сначала проверить его личные и профессиональные качества? А уже потом делать выводы.
2. Человек с некачественным резюме. Вот чувствуется любитель бумажек. Который не видит за ними людей. Нет, причина резонная, если речь идёт о руководящей должности или квалифицированном специалисте. Они просто обязаны уметь качественно составлять документы. Но претензии распространяются даже на качество фотографии. Вот не понравится ему ваша фотография и всё, до свидания!
Притом автор сетует, что на низовые должности приходится брать людей и с таким резюме. Иначе не из кого выбирать будет. Бедолага. Как же тяжело ему приходится. Как же наверное бесят его грузчики с уборщицами, не умеющие составить красивый отчет.
3. Часто меняющий работу. Тут вопрос довольно сложный. Действительно, такой человек может оказаться неуживчивым, скандалистом, лентяем, с ветром в голове... Но в условиях непрекращающегося кризиса, когда компании закрываются одна за другой, сокращения и снижение зарплат не редкость - частая смена работы становится чуть ли не нормой.
Нужно смотреть, проверять кандидата. А тут сразу - часто меняешь работу - пшёл вон! Непрофессионально.
4. Открытый всем предложениям. Конечно, странно, когда человек претендует на несколько совершенно разных вакансий. Грузчик/товаровед/менеджер - странное сочетание. Но это может говорить о том, что человеку очень нужна работа. Ему бы хотелось устроится на место получше. Но он понимает, что конкуренция на такое место выше. Поэтому он как бы говорит: "Думаю я могу быть полезен вашей компании как специалист, но готов начинать с низов".
Конечно, с таким же успехом он может оказаться неадекватом, человеком с раздутым самомнением, "нестандартной" личностью. Но это говорит только о том, что с кандидатом нужно работать. Выяснять его мотивы и личные качества. А если кадровик сразу отвергает - то ему просто лень работать.
5. Неграмотный. Единственный стоящий пункт из всего списка. С этим не поспоришь.
6. Долго ищущий работу. В жизни случаются разные ситуации. Иногда человек вынужден не работать. Иногда его не оформляют официально. А иногда зарабатывает деньги сам, тоже не совсем официально.
Хотя лентяев и тунеядцев тоже хватает. Но выяснить это довольно просто на собеседовании. Для это нужно уметь и желать работать с людьми.
7. Курильщик. О, это шедевр!
По определению курильщик работает меньше некурящего. Потому что тратит время на перекуры. Значит - негоден!!!
Вот только автор видимо не в курсе, время работы и её эффективность - совершенно разные понятия. Можно весь день провести на рабочем месте и не сделать ничего. А можно за час выполнить работу всего отдела. Встречаются уникумы.
К примеру, сидит в бухгалтерии условная Марьивановна. Весь день она только перекладывает бумажки, трындит по телефону и гоняет чаи. А в соседнем кабинете сидит программист Вася. Заядлый курильщик. За рабочий день бегает на перекур раз 10-15. Но этот Вася успевает выполнить и свою работу, и работу Марьивановны. Кто из них полезнее для компании?
8. Девушка, недавно вышедшая замуж. Это самый наглый и циничный пункт!
Подумать только, девушка может забеременеть и уйти в декрет! Кошмар! Катастрофа!
Этот пункт настоящая, неприкрытая ДИСКРИМИНАЦИЯ женщин по признаку пола! Женщине отказывают в праве на работу только потому, что она может родить ребёнка.
Феминистки, Ау! Вы где??? Почему не слышно ваших возмущённых криков? Почему вы не врываетесь в кабинет этого сексиста? Почему не устраиваете пикеты? Почему не создаёте петиции? Не обращаетесь в прокуратуру и суд?
А может кишка у вас тонка с серьёзными дяденьками при деньгах? Или вам это не выгодно? Или всё, что относится к семье, беременности и родам - для вас не права женщин, а пережитки патриархального строя?
Автору же хочу напомнить - забеременеть может любая женщина. А не только недавно вышедшая замуж. Холостая, замужняя, разведённая, молоденькая или не очень, даже предпенсионного возраста (иногда бывает). Так природой устроено - женщины могут рожать детей! И никто не в праве запрещать им это. Тем более - отказывать из-за этого в приёме на работу!
9. Любитель кредитов. Спорный вопрос. Может,он будет вкалывать за двоих, чтобы получить прибавку. А может на основной работе будет отбывать номер, подрабатывая на стороне. Посмотреть на человека нужно сначала, а потом принимать решение.
10. Негативный. Человек, плохо отзывающийся о прежних работодателях и коллегах настораживает. Но это ещё вовсе не означает, что он не прав. Всякое бывает.
11. Активный пользователь смартфона. Те же доводы, что и пункте 7. Оценивать сотрудника нужно по эффективности его работы. Всё остальное - от лукавого.
12. Вызывающий жалость. Человек в трудной жизненной ситуации. Самый мерзкий пункт из списка.
Отказать человеку в работе, только потому, что она ему очень нужна - это ж кем надо быть?
Я не говорю, что нужно принимать на работу из жалости. Но отказывать только по этой причине... как минимум подло.
По статье складывается впечатление, что написавший её мальчик отучился на каких-то модных курсах, а потом папа пристроил его на хорошее место. Вот он сидит там и умничает, ни имея ни малейшего понятия о реальной жизни. При этом работать он особо не хочет и всеми способами пытается её себе облегчить. На нормы морали и закона он вообще плюёт.
Достойными же работать в его компании он считает только безропотных ангелов, либо роботов. Остальные - мимо кассы.
Вот такие у нас работодатели.