Найти тему

Долги тяжкие

Оглавление

Проблемные долги российского партнера: как не допустить и как взыскать?

Российские компании являются основными внешнеэкономическими партнерами для многих белорусских предприятий. Многолетнее сотрудничество позволяет динамично развиваться обеим сторонам. Однако не всегда отношения между контрагентами складываются гладко. Просроченная внешняя дебиторская задолженность стала настолько актуальной проблемой, что находится на контроле Генеральной прокуратуры. А взыскать что-то с иностранного юрлица часто непросто. На помощь кредиторам могут прийти не только хорошее знание зарубежного законодательства, но и креатив. Именно полезным советам и нетривиальному подходу к взысканию дебиторки с российских компаний был посвящен интенсив, проведенный в рамках IV Недели белорусского предпринимательства.

Своими наработками с представителями белорусских компаний поделился генеральный директор Центра развития коллекторства, президент Ассоциации корпоративного коллекторства (Россия), к. ю. н. Дмитрий ЖДАНУХИН.

По его словам, в России долговые проблемы имеют свои специфические особенности. Так, несмотря на декларируемую борьбу с корпоративным мошенничеством и теневой экономикой, различные способы уклонения от погашения задолженности все еще доступны и дешевы. Юридические механизмы (вроде субсидиарной ответственности и т. п.) хоть и совершенствуются, но до сих пор часто дороги и неоперативны. К тому же частое изменение законов на руку недобросовестным должникам — первыми новые схемы начинают использовать именно они.

— Когда на памяти одного поколения три раза меняются правила игры (времена Советского Союза, 1990-е годы и современная Россия), люди начинают воспринимать нормы закона как

что-то относительное, — поделился своим мнением эксперт. — Даже солидные российские юристы могут рекомендовать схемы, которые с точки зрения зарубежного права считаются пограничными с нарушением закона.

Дмитрий Жданухин называет несколько вариантов возникновения долговых проблем. Среди них — создание или «слив» фирмы на подставных лиц, включая реорганизацию холдингов и ведение бизнеса сразу через номиналов, «Управляемое банкротство» с предварительной переброской активов или денежных потоков, а также сильное юридическое, административное или коррупционное противодействие взысканию. Последнее достаточно часто встречается со стороны крупных бизнес-структур. Нельзя забывать и о банальном мошенничестве, в том числе подготовленном, когда оплата исправно поступает за мелкие партии товара, чтобы войти в доверие и в будущем не рассчитаться за крупную.

-2

Интернет в помощь

По словам генерального директора Центра развития коллекторства, грамотная организация работы с российским контрагентом позволит минимизировать риски будущих денежных потерь. Начать следует с проверки потенциального партнера, первым этапом которой является элементарный поиск в Интернете. Дмитрий Жданухин рекомендует начинать с упоминания компании в новостях. Такой функцией обладают разделы многих поисковых систем (например, Google-новости и Яндекс-новости).

— Как-то крупный страховщик поставок обратился к нам с предложением взыскать долг, — приводит пример специалист. — Компания-должник занималась продажей отделочных материалов. Начали смотреть структуру собственности: множество юрлиц, офшорные счета и т. д. Все стало на свои места, когда название этого холдинга вбили в ленту новостей. Выяснилось, что год назад был убит его владелец, который маскировался за офшорами. После этого менеджмент начал разбегаться в разные стороны и растаскивать компанию. Как такового холдинга уже не было. Учитывая крупную сумму, мы даже не взялись за взыскание.

Еще один неочевидный, но полезный источник информации — поиск по базе резюме. Если в него ввести название компании, можно увидеть, люди какого уровня и когда начали искать работу. Массовый исход топ-менеджмента должен насторожить. По мнению эксперта, так можно выявить очень сложные, тщательно подготовленные юристами нелегальные схемы.

Кроме того, в России действуют несколько ресурсов, где можно получить немало информации о партнере. К их числу можно отнести сайт Федеральной налоговой службы и ее дочерний сервис «Прозрачный бизнес», где можно узнать сведения из реестра юридических лиц, задолженность по налогам, а также выявить «массовых директоров» организаций. Огромным функционалом также обладает сайт «За честный бизнес».

Отследить участие компании в арбитражных судах можно с помощью Картотеки арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru/). Сведения о банкротстве и реализации имущества доступны на https://bankrot.fedresurs.ru. Там даже можно найти акты инвентаризации. Посмотреть все судебные решения, касающиеся конкретной компании, можно на https://sudact.ru/. Могут помочь также и отзывы бывших сотрудников и контрагентов компании, оставляемые на специализированных форумах.

— Важно при проверке контрагента смотреть не только на юридические детали, но и на экономические и прочие вещи. Например, оценивать холдинговую структуру. Если вы работаете с организацией, которая в любой момент может быть отброшена, как хвост ящерицы (торговый дом, оформленный не на основных владельцев, закупочная компания с названием, отличным от сети), вы дополнительно рискуете. Специалист по безопасности должен показывать руководителю эти риски, лучше в письменном виде. В любом с лучае степень критичности рисков компания оценивает самостоятельно, и руководитель решает, нужно ли работать с этим партнером.

-3

PR-сопровождение взыскания и креатив

Дмитрий Жданухин отмечает, что неплохую эффективность могут демонстрировать и несудебные способы взыскания долгов. Речь идет о методиках корпоративного коллекторства. Все они основаны на двух принципах: прикладное информационное воздействие (на стыке с юридическими вопросами) и креатив. То есть можно говорить о PR-сопровождении процесса взыскания.

— Российская служба судебных приставов больше долгов взыскивает новостями, а не реальной своей работой. В условиях постоянной загруженности они стихийно наладили довольно эффективный процесс информационного воздействия на физлиц. Примерно то же самое, но более профессионально можно применять и в отношении недобросовестных компаний.

Корпоративное коллекторство, по определению президента Ассоциации корпоративного коллекторства, это прежде всего внесудебное взыскание проблемных долгов организаций, расширенная претензионная переписка по долгам и так называемый «законный шантаж».

В качестве примера расширенной претензионной переписки эксперт приводит успешно применяемый его командой метод, когда вместе с письмом должник получает информацию о реальной практике привлечения к субсидиарной ответственности.

— Можно к претензионному письму приложить судебную практику о привлечении к субсидиарке, но можно поступить изящнее, — делится Дмитрий Жданухин. — Однажды мы использовали Streak — это дополнение к почте Gmail. Оно позволяет отслеживать реакцию на наши письма: когда и где его открывали, сколько раз пересылали и т. д. Мы отправили на адрес учредителей должника с другого почтового ящика письмо, сделав вид, что оно предназначалось кому-то из их юристов и пришло в качестве скрытой копии. В письме содержалась статья из серьезного журнала, мол, посмотрите, как бывает при субсидиарной ответственности. Мы увидели, что это письмо вызвало небывалый резонанс, его пересылали около 30 раз.

Стандартным методом некоторых коллекторов стало включение в претензионное письмо просьбы назначить в компании должника ответственных лиц за комментирование вопросов долга для представителей СМИ. Эксперт отмечает, что решимость передать долговой спор в публичную плоскость, привлекая СМИ, часто мотивирует должников скорее урегулировать проблему. Важный нюанс — необходимо сначала предупредить о привлечении журналистов и подождать ответной реакции. Если ее не последует, то можно подключать прессу.

— Нестандартный метод, который может помочь, — пранк. Пранк в общем смысле — телефонный розыгрыш. Метод следующий: мы отправляем должнику проект пресс-релиза о ситуации с долгом. Затем ему перезванивает якобы журналист издания. Он должен через секретаря (важно не общаться с руководителем должника напрямую!) передать вопросы для комментирования ситуации. Секретарь доложит своему боссу, что звонили из СМИ. Опыт показывает, что нередко должники после таких звонков идут навстречу и просят ничего не афишировать. Сам по себе такой способ вполне законный, если нет признаков оскорбления и хулиганства, — акцентировал эксперт.

В целях взыскания можно воспользоваться и возможностями рекламы. Одним из способов является гипертаргетированная реклама. Ее суть, по словам Дмитрия Жданухина, в том, что всем, кто сидит в Интернете в районе офиса компании-должника, будет показываться реклама о продаже долгов этой компании. Эксперт отмечает, что этот метод не только эффективен и недорог, но и не нарушает закона о рекламе. Ведь продажа долга негативно характеризует оппонента, но при этом долг также является товаром.

— Можно использовать и контекстную рекламу. Если должник продолжает работать и сохраняет свой бренд, то его партнеры часто заходят на его сайт через поисковую систему.

Если мы запустим контекстную рекламу, то каждый, кто ищет эту компанию через Яндекс (самый популярный в России поисковик) или Google, получит объявление о продаже долга этой организации. Примерно десятым зрителем этого объявления будет сам должник. Он поймет, что такая реклама ведет к потере клиентов. Причем этот способ довольно дешевый. Минимальная цена такой рекламы 1200 российских рублей. Вряд ли наименование вашего должника часто рекламируется, чтобы быть дорогим.

Еще одним креативным методом может стать официальный запрос согласия на использование изображения руководителя компании-должника.

— Направляете письмо: «Просим разрешить использование вашего изображения для сбора помощи вашему предприятию. Будем использовать его в Интернете, на билбордах, в прессе. Плата вам перечисляться не будет. Отсутствие ответа будет считаться согласием». Ответы на такие письма появляются даже от самых молчаливых.

Также, по словам Дмитрия Жданухина, можно использовать соцсети, подключать СМИ, организовывать пресс-конференции. Главное в таких методиках — оказать психологическое воздействие на тех, кто принимает решения в компании-должнике, а иногда и на государственные органы, если они бездействуют.

— Проблема еще в том, что уголовное преследование в России по таким делам очень избирательное. Если в результате неправомерных действий не страдают интересы государства или приближенных к чиновникам лиц, то правоохранительные органы берутся за расследования неохотно, ведь процесс доказывания очень сложный, — объясняет эксперт. — Что интересно, по редкой статье 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» до суда удалось довести больше всего дел, когда ущерб причинялся Сбербанку. Дело в том, что подразделениями безопасности Сбербанка чаще всего заведуют бывшие руководители следственных органов. Они обращаются к своим бывшим подчиненным за содействием.

Эксперт резюмирует, что работа по взысканию должна проводиться комплексно, продуманно и креативно.

Алексей КОНОПЛЁВ