Скажите мне, какие чувства вы испытываете при виде сухого весеннего асфальта? Это самый простой тест на настоящего байкера, потому что истинный любитель двухколесного транспорта как никто радуется тому, что дороги освободились от зимней наледи. И когда пешеходы ругаются, что тротуары слишком пыльные и грязные, автомобилисты занимают очереди в шиномонтаж, байкеры – готовят своих железных коней к первым весенним покатушкам.
Мотосезон каждый открывает для себя в свое время, это может зависеть от капризов погоды и от географии. На юге мотосезон можно начать еще в марте, в северных городах с первым выездом лучше не торопиться и отложить его до середины мая. Однако переносить первую поездку занятие невеселое – поэтому многие пытаются проехать хотя бы чуть-чуть. Даже если еще местами лежит снег, а лужи по утрам еще скованны тонкой коркой льда. Можно проехаться хотя бы вдоль гаражей, доехать от бокса до дома и обратно. Не торопясь, прислушиваясь к рокоту мотора и вспоминая навыки вождения. Разве у вас это происходит не так?
Некоторые их моих знакомых стараются не оставлять свои байки зимой в одиночестве. Они регулярно проводят время в гараже, занимаясь дооборудованием мотоциклов, мелким ремонтом и тюнингом. Они регулярно заводят мотоцикл даже в морозы, чтобы мотор прогрелся и масло не загустело. Как правило, уже к концу февраля их байки уже полностью готовы к предстоящему сезону и если было бы нужно, они бы без нареканий выдержали самый дотошный техосмотр. Но это фанаты. А стоит ли торопиться с выездом, если мотоцикл полгода стоял без движения? В таком случае перед первой поездкой вам предстоит кое-что сделать.
Конечно же, самым первым желанием будет просто повернуть ключ в замке зажигания и пробудить мотоцикл от зимней спячки, однако торопиться не стоит. Вы аккумулятор с байка на зиму снимали? Хранили в тепле? Если нет, то первым делом снимаем батарею, осматриваем клеммы на предмет окислов, если их нет – аккумулятор можно зарядить и установить обратно. Зарядку желательно производить зарядным устройством для мотоциклов. Если таковой нет, то можно использовать автомобильную зарядку, но на самой малой мощности.
Зарядили. Установили. Подождите. Давайте на всякий посмотрим, что у нас там с маслом. Проверяем уровень – если он в норме, хорошо, если ниже, то стоит внимательно осмотреть сам мотор, а также откатить мот в сторону и проверить, нет ли следов масла под ним. Масло после зимы менять не обязательно, как правило, своих свойств оно за время холодов не теряет.
Итак, убедились – протечек нет, масло в норме. Заводим? Нет! Давайте ка вспомним, что у нас по осени было в бак залито? Пара литров 92-го оставалась? Можете смело вылить – за полгода октановое число топлива уже не такое как на заправке и запускать эту гремучую смесь в двигатель можете только на свой страх и риск. В лучшем случае, с первого раза не заведетесь, в худшем – открытие мотосезона придется отложить, пока байк в сервисе.
Ладно. Аккумулятор заряжен, масло в норме, бензина свежего плеснули, можно заводить, но ехать пока еще рано. Пока мотор урчит, оживая после зимы, стоит проверить покрышки на наличие микротрещин – если гараж неотапливаемый, а в зимние месяцы были морозы, то на резине могли образоваться дефекты, которые на дороге могут оказаться фатальными. После этого проверяем давление в шинах и в случае необходимости подкачиваем.
Особо критичные моменты пройдены, но это еще не все. Перед первой поездкой также стоит осмотреть тормозные колодки и диски, особенно если вы уже не помните, когда меняли их в последний раз. Желательно проверить провис цепи и убедиться, что на ней нет следов ржавчины, заменить воздушный фильтр, проверить уровень тормозной жидкости и антифриза и заменить их в случае необходимости. Также стоит проверить амортизаторы, покачав байк – впрочем если уже нет терпения ждать и хочется выехать, работу подвески вы всегда протестируете своей пятой точкой. Ну и желательно не забыть проверить, вся ли светится оптика и дает ли сигнал клаксон.
Да и еще одно. Не стоит сразу же выезжать на оживленную трассу, лучше первые полчаса покататься по какой-нибудь свободной улице, пустой площадке, где можно проверить работу тормозов, да и просто немного порулить, чтобы снова почувствовать под собой байк. Подготовили мотоцикл – подготовьтесь и сами.