Верхняя выворотность, амплитуда и подвижность тазобедренного сустава - обязательные требования к поступающим в профессиональную балетную школу. Форма классического танца требует идеально развернутого положения бедра, необходимого для грамотного исполнения движений согласно эстетике классики. В любительской хореографии очень много желающих добиться идеальной выворотности и сесть на поперечный шпагат во взрослом возрасте, но далеко не у всех получается достичь желаемого результата.
Глубина вертлужной впадины (место, в котором находится бедренная кость) и угол раскрытия сустава человека заложены с рождения. Повлиять с помощью тренировок можно лишь на мягкие ткани (связки, сухожилия тазобедренного сустава), но никак не на шейку бедра и положение впадины, которые влияют на угол раскрытия сустава.
Тазобедренный сустав состоит из вертлужной суставной впадины и бедренной кости. Генетически у человека закладывается положение впадины и шейки бедра. По мере взросления хрящевые ткани заменяются костными, образуя стабильный сустав, который или способен к раскрытию, или нет. Если способен, то в раннем детстве такие дети выделяются гибкостью, а взрослым не составляет сложности освоить поперечный шпагат. Если же нет, то до 10-11 лет еще можно успеть развить подвижность сустава, но позже это сделать невозможно.
Различают несколько видов строения шейки бедра. Простыми словами, ее положение может близиться к углу 90 градусов, или к углу 180 градусов. Кроме того, положение вертлужной впадины тоже может ограничивать движение: шейка бедра упирается в волокнистое кольцо по краю и не дает раскрыться суставу. С этим ничего нельзя поделать, даже если растягивать связки.
Многое зависит от угла, который образует шейка бедра. Различают нормальную деформацию (120-135 градусов), варусную (менее 120), вальгусную (более 135). Гибкость и эластичность человеческих суставов - отклонение от нормы, которое необходимо для гимнастики и балета. Детям с такими природными данными отдается преимущество.
Определить строение шейки бедра можно только с помощью рентгеновского снимка, но каждый человек, начав делать упражнения на растяжку, может почувствовать, когда ограничивается амплитуда движений. Это становится понятно сразу и в любом возрасте, особенно после занятий растяжкой в течение нескольких месяцев. Если результат не появляется, возможно, ваш сустав ограничен, и с этим, к сожалению, уже ничего не поделать.
Нередко можно встретить такой парадокс: взрослый человек, который никогда не занимался гимнастикой или балетом, начинает заниматься стретчингом и добивается первых успехов через пару месяцев, особенно в растяжке поперечного шпагата. Всё почему? От природы ему был дан подвижный тазобедренный сустав, и стоило ему начать растягивать мягкие ткани (связки и сухожилия), как постепенно стали уходить все ограничения для поперечного шпагата.
Есть и обратная ситуация: взрослый человек может долго и упорно заниматься всеми видами растяжки и даже овладеть шпагатами на правую и левую ногу, но если строение тазобедренного сустава закрытое, добиться полной выворотности не получится. Результат работы над поперечным шпагатом всегда будет останавливаться в одном и том же месте. В этом случае мышцы внутренней стороны бедра "спят" и не включаются в работу, к чему добавляется "завернутый" от природы тазобедренный сустав, создающий препятствия на пути к выворотности.
Таким образом, сесть на поперечный шпагат могут не все, и дело не только в упорстве к достижению цели. Есть законы природы, которые намного сильнее воли человека.
🎭 Как балерина ломает стопу для танца на пуантах
🎭 Почему у балерин растут косточки на ногах
🎭 Природные данные будущего артиста балета