Женское счастье и служение искусству, так можно назвать эту историю.
Удивительная, фантасмагорическая и трагическая история пианистки Веры Лотар-Шевченко.
.
В ранней юности мне случайно довелось присутствовать на концерте не известной тогда отечественной публике пианистки – солистки Алтайской краевой филармонии Веры Лотар-Шевченко.
Под впечатлением её исполнения я стал постоянным слушателем филармонических концертов, а еще — с интересом следить за невероятной судьбой великой пианистки.
ВЕРА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО — ПЕРВЫЙ ЭТАП — ФРАНЦИЯ
Дочь француза и испанки — преподавателей Парижского университета Сорбонна, Вера Лотар училась в Париже у Альфреда Корто, затем в Венской академии музыки.
В 12 лет дебютировала с симфоническим оркестром под руководством великого Артуро Тосканини.
Будучи уже известной пианисткой, дававшей сольные концерты во многих странах мира, вышла замуж за Владимира Шевченко.
В некоторых источниках его называют сотрудником торгового представительства СССР во Франции, в других — эмигрантом-антифашистом.
В 1937 году супруги с детьми переехали в Советский Союз.
ВЕРА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО – ВТОРОЙ ЭТАП — СССР
Для этого периода жизни пианистки очень подходит именно слово «этап».
В СССР Вера была встречена поначалу сдержанно – отношение к иностранцам было настороженное. Вскоре при поддержке известной пианистки Марии Юдиной она таки получила возможность выступить с концертами в Ленинграде и в Москве.
Как и следовало ожидать, вскоре Владимир Шевченко по доносу был арестован. Вера отправилась в НКВД и в беседе со следователем с большими погонами по-французски эмоционально высказала свое мнение по поводу ареста своего мужа.
Тут же была арестована.
Отбыла 13 лет заключения в ГУЛаге. Муж ее умер в лагерях. Во время войны под бомбежкой погибли их дети.
В лагерном бараке товарищи по заключению вырезали ей на нарах фортепианную клавиатуру. Она долгие 13 лет «играла» на ней (т.е. на не струганой деревяшке с рельефом клавиатуры!) по памяти сложнейшие произведения, в первую очередь своего любимого Баха.
После освобождения из ГУЛага Вера Августовна почти 10 лет перебивалась случайными подработками: уборщицей, помощником преподавателя в музыкальной школе, концертмейстером в драматическом театре в Нижнем Тагиле, солисткой Свердловской и Алтайской филармоний.
Мне довелось услышать её «шефский» концерт в актовом зале Барнаульского строительного техникума, где она играла для учащихся, совершенно не готовых к восприятию серьезной музыки.
Именно в Барнауле на одном из её концертов оказался московский журналист С.Соловейчик, который опубликовал в газете «Комсомольская правда» статью «Пианистка».
О Вере Лотар-Шевченко узнала вся страна.
ВЕРА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО – ТРЕТИЙ ЭТАП – ПРИЗНАНИЕ
Это были времена хрущевской оттепели. Одним из центров свободомыслия был Новосибирский Академгородок.
Решением Президиума Сибирского отделения Академии наук Вере Августовне была предоставлена квартира в Академгородке и работа в Доме культуры.
Она прожила больше 80 лет, не прекращая играть. Постоянно давала концерты в Москве и Ленинграде, Новосибирске и Одессе, Омске и Свердловске.
Вера Лотар-Шевченко скончалась в 1982 году в Новосибирском Академгородке.
На её могиле выбита её собственная фраза: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».
С 2006 года сначала в Новосибирске, а затем Екатеринбурге проводится Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко.
Судьба пианистки легла в сюжетную основу фильма «Руфь» режиссёра Валерия Ахадова (1989), в котором главную роль — Веры Лотар-Шевченко — сыграла великая французская актриса Анни Жирардо.
В интернете есть общество поклонников таланта Веры Августовны. Один из активных пропагандистов её творчества Борис Ярвелов написал воспоминания о встречах с этой выдающейся женщиной, которые опубликованы на моем блоге.
ВЕРА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО СИМВОЛ ОПТИМИЗМА
Все эти годы я нередко вспоминаю эту удивительную женщину.
Размышляю о ее удивительной судьбе.
В жизни каждого, бывают минуты, когда нам кажется, что жизнь не удалась, что все в прошлом, что начинать новое уже поздно.
Вспомните в такую минуту судьбу Веры Августовны Лотар-Шевченко!
13 лет каторжных работ в ГУЛаге.
13 лет не видеть музыкального инструмента.
Потом еще годы перебиваться на вторых ролях в провинциальных учебных заведениях и филармониях, играя от случая к случаю, в случайных местах, для случайной публики.
И после этого (в 65 лет!!!) начать новую активную творческую исполнительскую карьеру.
И так много успеть!
Меня эта история вдохновляет!
.
А вас?