Иногда можно слышать мнение, что у нас нехватка качественной музыки потому, что Россия попросту не музыкальная страна. Попробую объяснить, что это не так, и что проблема совсем в другом. Скажу сразу – никакой моей личной неприязни к СССР и нашему прошлому в этой статье нет! Только горькая правда.
Когда на Западе в 50-70-е годы шло фантастическое развитие музыки и чуть ли не каждый год появлялись новые, прогрессивные стили и направления, наши молодые и талантливые музыканты были вынуждены репетировать на самодельных «дровах» по сырым подвалам, пока не выгонит местный дворник или жильцы не вызовут милицию. Все актуальные новинки мировой музыкальной культуры автоматически объявлялись в стране идеологической диверсией, громились в прессе и попадали под официальный запрет. Любое прогрессивное музыкальное творчество внутри страны пресекалось и развиваться массово уже никак не могло.
Когда их радиоэлектронная промышленность выпускала поистине шедевры Аудио хай-фая, в звучании которых можно было буквально утонуть, население нашей огромной страны мечтало иметь дома хотя бы монофонический магнитофон с динамиком мощностью в полватта…
Когда у них изобретались новые, невиданные музыкальные инструменты (синтезатор, меллотрон и т.д) у нас в магазинах висели дрянные шиховские гитары по 15 рублей и пионерские барабаны. Когда у них, на Западе, Стратокастер, как у Блэкмора, был доступен теоретически любому малолетке, у нас самая дешевая фирменная гитара стоила целое состояние и полстраны "лабало" на самопальных досках, ломая пальцы. Когда у них массово производились на аудио-видеокассетах школы лучших музыкантов по виртуозной игре на гитаре или барабанах, в наших музыкальных магазинах был доступен разве что бумажный самоучитель игры на баяне.
Когда на западной сцене "жарил" Элвис, у нас из каждого репродуктора все еще гремела духоподъемная музыка Дунаевского. Когда их Битлз записывали свою Yesterday, у нас для удовлетворения культурных запросов населения был Кобзон...
Когда у них старый, добрый рок-н-ролл закономерно развился в гитарный ритм-энд-блюз, а затем, следуя законам времени, в причудливую психоделическую фантасмагорию, у нас всей музыкой единолично заведовала министр культуры Фурцева, бывшая ткачиха. Она не следовала никаким законам времени, а основывалась только на одном принципе - "нравится музыка лично мне или нет". Поэтому карьера любого музыканта, художника или даже выдающегося кинорежиссера зависела в СССР от провинциального вкуса бывшей ткачихи.
Во времена, когда у них уже творили Пинк Флойд и гремел Вудсток, у нас за «не ту» музыку могли попросту посадить или, в лучшем случае, сломать карьеру. Очень много по-настоящему талантливых музыкантов в нашей стране, которым теоретически могли в будущем рукоплескать мировые площадки, не выдержав многочисленных испытаний, навсегда завязали с музыкой, занявшись другими делами. Те, кто послабей, не найдя себе другого применения, попросту спились…
А затем в кресло начальника советского Гостелерадио уселся гражданин Лапин. И если в 60-е принципы Фурцевой напоминали работу не столько министра культуры, сколько школьного завуча ("захочу - запрещу, а захочу - отпущу с уроков"), то теперь вся огромная советская культура стала зависеть от действий еще более одиозного персонажа, которому была чужда вообще какая-либо культурология. Принципов работы у Лапина было всего два - "что подумают наверху?" и "как бы чего не вышло"...
Для начала, следуя главному чиновничьему правилу "на всякий случай", была введена система жесточайших запретов. Одним из самых немыслимых лапинских решений был запрет появляться на экране телевизора людям с бородами. Мужчинам-ведущим было запрещено выходить в эфир без галстука и пиджака. Женщинам не разрешалось носить брюки. Лапин запретил показывать по ТВ крупным планом певицу Пугачёву, поющую в микрофон, так как счёл это напоминающим оральный секс (!)
Правление Лапина стало также периодом антисемитизма на телевидении – с экранов исчезли такие популярные исполнители 60-х, как Вадим Мулерман, Валерий Ободзинский, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Лариса Мондрус, Эмиль Горовец, Нина Бродская. Была на долгое время снята с эфира популярнейшая программа «Кинопанорама» - только потому, что ее вел человек с "идеологически неправильным" именем Алексей Каплер.
В конечном итоге действия Лапина и Фурцевой привели к тому, что уже в 70-е развитие советской музыкальной культуры практически остановилось и началось всеобщее совковое "чтоб было под фирмУ". Главной мечтой любой советской группы было сделать "не хуже, чем У НИХ" - порочная детская привычка, живущая у нас до сих пор (привет Евровидению!) Многочисленные советские ВИА 70-х старались копировать западные образцы (разумеется, с опозданием лет на десять, т.к. доступ к актуальной западной музыке был почти полностью перекрыт) вместо создания чего-то своего. "Своему" просто не на чем было вырасти - Лапин и Фурцева в культурном плане оставили после себя выжженую землю...
А потом наступили 80-е. И когда в Лондоне проводился легендарный Лайв Эйд, а Жан-Мишель потрясал мировые стадионы своими волшебными лазерами, у нас на концертах в клубах железнодорожников молодым группам все еще отрубали электричество. А в гэбэшных кабинетах, тем временем, составлялись списки запрещенных групп, где напомаженные глэмовые Кисс из-за сдвоенной S в названии объявлялись неофашистами-эсэсовцами, а психоделические Пинк Флойд, всего лишь упомянувшие "мистера Брежнева" в одной из тем – матерыми антисоветчиками. Вот уж воистину, заставь дурака Богу молиться!
А когда у нас шарахнула перестройка и вдруг всё стало можно, наш едва родившийся, кривой-косой-хромой «шоу-бизнес» попытался делать первые шаги, падая на обе ноги. Но не тут-то было - "инвалида" тут же "подхватили под локти" самые отмороженные бандиты и стали зверски выжимать бабки из всяких Ласковых Маев и Миражей. Не заплатишь – тебя найдут по весне где-нибудь на стройке в Мытищах. Какое уж тут творчество, когда главная цель – выжить после собственного концерта?
А на Западе в это время неслыханные звуки из синтезаторов извлекали Депеш Мод и феерил Фредди Меркьюри...
В результате сегодня мы имеем то, что имеем. У них - развитый шоу-бизнес, где правит конкурентная борьба, являющийся образцом для всего мира, а у нас «кому петь-кому не петь» до сих пор решает занесенный чемодан с баблом. И это называется шоу-бизнесом.
Так что дело не в «немузыкальности» России, а в тотальных запретах на все прогрессивное в те времена, когда весь остальной мир развивался. И конечно же, вечной коррупции. То есть, "младенец родился, но тут же был натуго завязан пеленками на много лет"...
Понравилось, согласны? Ну тогда лайк. Вам просто "щёлк", а автору приятно. На вас непременно обрушатся все мыслимые земные блага! )